Неморфемные способы образования слов - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Неморфемные способы образования слов - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения об основных способах образования наречий; 2) формировать представление о неморфемных способах образования слов: переходе слов из одной части речи в другую и сращении частей словосочетания в одно слово; 3) тренировать учащихся в проведении текстоведческого разбора и орфографического разбора текста.


I. Основные способы образования наречий (повторение и обобщение – проверка домашнего задания, упр. 81)

Выслушаем сообщение об основных способах образования наречий (второе задание после текста на с. 27 – 28) и сообщения по темам индивидуальных заданий (упр. 73, 75, 78). Ученики, работающие на местах, задают отвечающим вопросы и записывают отдельные примеры (по указанию учителя) в тетради.

Прежде чем семиклассники приступят к изучению схемы на с. 32 (упражнение 81), попросим их самостоятельно ответить на вопрос, от слов каких частей речи образуются наречия, и привести соответствующие примеры, опираясь на содержание проделанной на предыдущем уроке работы. Обобщая содержание схемы на с. 32, учащиеся отметят, что наречия образуются от слов именных частей речи и от других наречий, а также от одной из особых форм глагола – причастия.


II. Неморфемные способы образования слов (текст на с. 33, упр. 84, чтение текста в упр. 85, упр. 88 (частично))

Поможем семиклассникам после внимательного прочтения пункта 1 текста на с. 33 осмыслить его содержание: обратим их внимание на то, что во втором словосочетании пары словоучащийся является не причастием, а существительным, так как утрачивает значение признака по действию и приобретает значение предмета. Вопрос к этому слову – кто? (а не какой?), и в предложении оно будет являться подлежащим, а в форме косвенного падежа – дополнением.

Эти разъяснения помогут ученикам выполнить задание 1 упражнения 84. Подведём их к высказыванию примерно следующего содержания: «Выделенные слова в правой части каждой пары являются существительными, так как они утратили значение признака и приобрели значение предмета, отвечают на вопросы кто? или что? (а не какой?), имеют соответственно значение одушевлённости или неодушевлённости, относятся к одному из трёх родов (а не изменяются по родам), в предложении будут выполнять роль подлежащего, дополнения или обстоятельства (а не определения)».

Попросим ребят также вспомнить, как называются слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию в отдельных формах.

После этого учащиеся внимательно читают пары словосочетаний, приведённые в упражнении 88, и называют прилагательные, образованные способом сращения. Предоставим ученикам возможность выбрать одну из пар словосочетаний и составить с ними предложения в соответствии с заданием 1 упражнения.


III. Текстоведческий анализ. Орфографический анализ текста (упр. 80 (1, 2))

Прочитав текст в упражнении 80, учащиеся определяют его тему («Как возникло искусство гжельской росписи»), идею («Изделия гжельского народного промысла восхищают своей красотой»), тип речи (повествование с элементами описания), стиль текста (публицистический). Попросим учащихся обосновать свою точку зрения о стилевой принадлежности текста и в случае необходимости поможем составить высказывание примерно следующего содержания: «Этот текст относится к публицистическому стилю, так как автор видит свою задачу в воздействии на читателя: он стремится вызвать у читателя интерес к такому народному промыслу, как гжельская керамика, и восхищение искусством гжельской росписи. Текст характеризуется такими стилевыми чертами, как субъективность, эмоциональность, образность. Эти черты создаются лексическими средствами выразительности: эпитетами (белоснежный (фарфор), нарядные (ярко-синие цветы), чудесные (узоры)), метафорами (русская жемчужина, синяя фантазия, море красоты (в цитате)), яркой глагольной лексикой (чаруешь (в цитате), славится; заиграло, раскрылось (во всей своей красе)), а также синтаксическими средствами: использованием предложений с однородными членами (два последних предложения текста), восклицательного по эмоциональной окраске предложения (в цитате)). Чтобы усилить впечатление от красоты гжельской росписи, автор использует приём цитирования – приводит поэтические строки, в которых создан яркий образ изделий гжельской керамики».

После проведения текстоведческого анализа ученики записывают текст, объясняя выбор написания на месте пропусков. По своему усмотрению учитель может заменить задание разобрать наречия по составу заданием указать их морфемный состав.


Д. з.: 1) упр. 89; 2) упр. 83.

Резерв – упр. 85.

Письменно пересказать текст из упражнения 85 предложим ученикам только сильного класса, предварительно попросив их внимательно прочитать текст и сжато пересказать его устно дважды: первый раз с опорой на текст, заменяя приведённые в нём примеры примерами из текста рубрики «Обратите внимание!» и из упражнения 84, второй раз – не заглядывая в книгу.

В слабом классе попросим внимательно прочитать текст дважды: первый раз без внесения изменений, второй раз – заменяя приведённые в нём примеры примерами из текста рубрики «Обратите внимание!» и из упражнения 84.