Наш язык - Язык как развивающееся явление

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Наш язык - Язык как развивающееся явление

Цели урока: 1) повторить сведения об особенностях структуры учебника и основных типах упражнений и дать представление о содержании курса русского языка в шестом классе; 2) повторить известные учащимся высказывания о русском языке и совершенствовать умение проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему; 3) формировать представление о языке как развивающемся явлении.


I. Знакомство с учебником

Рассмотрение обложки, форзацев, титульного листа.

Просмотровое чтение оглавления. Организуя эту работу, предложим вопросы и задания, позволяющие учащимся вспомнить известные им сведения: 1) Назовите разделы лингвистики, изучение которых вы продолжите в этом учебном году. 2) Перечислите те части речи, которые вы рассматривали в разделе «Морфология» в 5 - 6 классах, и те, изучение которых вам предстоит в 7 классе.

Также обращаем внимание учащихся на то, что в части 3 учебника предлагаются словарики, каждый из которых имеет своё назначение, и планы языкового разбора.

Восстановление в памяти сведений о значении условных обозначений, а также об организации и предъявлении материала в параграфах учебника. Поможем пятиклассникам вспомнить:

· перед вступительным параграфом и в начале каждого раздела даются эпиграфы, их назначение - раскрыть цель изучения каждого раздела и подчеркнуть его важность, отмеченную писателями-классиками или известными лингвистами;

· используются специальные рубрики для введения теории («Теоретические сведения», «Знайте и применяйте!», «Обратите внимание!»);

· перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста;

· на плашках дана информация, разъясняющая значение и происхождение лингвистических терминов;

· выделяются специальные типы упражнений: «Пишем творческую работу» (сочинение-миниатюра, сочинение, изложение-миниатюра, изложение), «Проводим наблюдение», «Русский язык на других уроках» («Язык и литература», «На уроке иностранного языка», «На уроке истории», «На уроке математики»), «Речевой этикет», «Конкурс художников», «Устное высказывание», «Орфографический минимум»;

· в учебнике есть репродукции картин (см. часть 3), большое количество рисунков, фотографий (учащиеся пробуют определить их назначение в книге).


II. Язык как развивающееся явление (упр. 1, 2)

В процессе обсуждения приведённого в упражнении 1 утверждения подведём учащихся к мысли о том, что язык – живое явление: сообразуясь с его законами, мы используем языковые единицы для создания речевых высказываний, и поэтому со временем в языковой системе неизбежно происходят изменения. Например, могут меняться особенности произношения или место ударения отдельных слов, устаревают и заменяются новыми отдельные грамматические формы слов, за счёт образования по имеющимся словообразовательным моделям или путём заимствования новых слов обогащается лексический состав языка и т. д.

Предложим ребятам подкрепить свои высказывания примерами из текста упражнения 2. План текста может быть следующим:

Живая связь поколений.

Эволюция языка.

Спутник языковой истории.

Поможем ученикам слабого класса сформулировать в развёрнутом виде и записать главную мысль текста: «Язык – живое развивающееся явление, но мельчайшие изменения, из которых складывается его эволюция, малозаметны для смежных поколений. Современный язык – это результат многовековых накоплений и изменений».

Другой вариант работы - составление и запись тезисов текста с последующим использованием их при пересказе.

Связь поколений осуществляется преимущественно с помощью языка.

Эволюция языка складывается из мельчайших изменений.

В современном русском языке отложились накопления и изменения, происходившие в течение многих веков.

Учащиеся отметят, что для подтверждения и иллюстрации тезисов автор текста использует цитирование, оформляя цитаты в виде прямой речи. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам выписать высказывание К. Д. Ушинского и выполнить следующие задания.

Охарактеризуйте предложение, указав члены, осложняющие его структуру и семантику.

Укажите морфемный состав использованных в предложении причастий.

Проведите орфоэпический разбор слова язык.

Составьте транскрипцию словоформы отжившие.

В ходе работы с заданием 3 упражнения 2 напомним ребятам различия архаизмов – слов, вышедших из активного употребления в связи с возникновением нового слова для обозначения соответствующего предмета или явления (выя – шея), и историзмов – устаревших слов, вышедших из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали (аэростат, карета).


III. Сочинение-миниатюра (упр. 3)

Организуем обсуждение содержания высказывания К. Д. Ушинского, а затем предоставим учащимся 10 минут для письменного изложения тезисов, раскрывающих смысл этого высказывания, и аргументов, подтверждающих его справедливость, в рамках сочинения-миниатюры (упражнение 3).

Д. з.: 1) устно ответить на вопросы (с. 4); 2) упр. 7.