ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ - Урок 2

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ - Урок 2

Цели:

1. Закрепление умения правильно писать составные союзы и союзы, имеющие омонимичные формы.

2. Пунктуационный и орфографический повтор.

Ход урока

I. Орфографическая разминка.

В каком примере возможно только одно написание?

1. 1) что/бы; 2) как/бы; 3) приве(з, с)ти; 4) прив(е, и)дение;

2. 1) то/же; 2) прим(е, и)рять; 3) к(о, а)мпания; 4) как/будто;

3. 1) теч(ь); 2) от/того; 3) плач(ь); 4) выпиши(и, е)те;

4. 1) на/встречу; 2) в/течение; 3) в/следстви(е, и); 4) туш(ь).


II. Диагностика усвоения.

1. Запись предложений с союзами и предлогами, имеющими омонимичные формы.

1) Нет ничего в мире, что бы могло перекрыть Днепр.

2) Убранство комнат также не отличалось особым комфортом; даже полы были некрашеные, зато все блистало чистотой.

3) Что бы он ни говорил, что бы он ни предлагал, его внимательно слушали в течение получаса. (Сказать о написании «ни».)

4) Я поблагодарил Дерсу за то, что он вовремя столкнул меня с плота. Этим он спас мне жизнь, рискуя ею так же, как и я.

2. Прочитать предложения из домашнего упражнения 328.


III. Актуализация знаний.

Продолжение анализа таблицы упр. 327 пошагово (см. упр. 95):

• причем - при чем

Закончилась эта ссора тем, что обе стороны обратились ко мне, причем старались перекричать друг друга. - При чем же ты останешься?

• притом - при том

Ружье - вещь благородная, самая любопытная забава, притом и украшение в комнате приятное. - При том заявлении не найдены документы.

• оттого что - от того

От того берега до этого — полмили. — Однажды Варюша проснулась оттого (= потому), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно.


IV. Закрепление изученного.

Комментированное письмо.

После вихря

Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился. В лесу по-прежнему стало тихо. Не слышно было ничего такого, что бы нарушаю это спокойствие природы.

Я неторопливо оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел навстречу течению речонки. Отойдя немного, я сел на камень и в течение некоторого времени прислушивался. Шум ручья, обыкновенно не замечаемый днем, вечером кажется сильнее. Внизу под обрывом плескалась рыба, поблизости тоскливо кричала птица. Я так увлекся созерцанием природы, что не заметил, как прошло время. Одежда моя понемногу стала мокнуть от росы. Я вернулся, лег к огню и уснул.

(По В. Арсеньеву)


V. Домашнее задание: упр. 329 (II, III), 331 (подготовиться к письму под диктовку).