ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

Цели:

1. Закрепление навыка распознавания частей речи.

2. Формирование умения правильно писать составные союзы.

3. Формирование умения различать союзы и омонимичные слова.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания:

А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по- своему красив.

Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.

В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.

Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Г, В. Б;

2) А, В, Б, Г;

3) А, Г, Б, В;

4) Л, В, Г, Б.

2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

1) Предложение А - сложносочиненное, из 2 простых;

2) Предложение Б - простое со сравнительным оборотом;

3) Предложение В - сложносочиненное, состоит из двух простых;

4) Предложение Г - сложное бессоюзное, состоит из двух простых.

3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) по-своему - наречие;

2) синеватые - причастие;

3) а - сочинительный противительный союз;

4) под ними - местоимение с предлогом.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

5. Укажите предложение с предлогами.

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

6. Какое слово из текста не соответствует схеме:

1) висели: 2) качалась; 3) блестела; 4) синеватые.

7. В этом предложении есть слова с чередованием гласной в корне:

1) Г; 2) В; 3) Б; 4) А.

8. У какою слова из текста количество букв и звуков одинаково:

1) по-своему;

2) казалась:

3) ними:

4) легкие.

Проверка. Объяснение.


II. Повторение изученного.

1. Мы с вами говорим о служебных частях речи. Скажите, что у них общего и чем они различаются?

2. Какой предлог употребить? Запишите словосочетания:

О или ПО? Лекция (литература, восстание декабристов, творчество Айвазовского); книга (русский фарфор, животный мир Африки): беседа (прочитанное за лето, поэзия).

О или НА? Рецензия (книга, доклад, сочинение), отзыв (книга, лекция, кинофильм).

3. Верно ли употреблен один и тот же предлог в разных предложениях? Запишите в исправленном виде. Выделите предлоги.

1) Благодаря упорному труду экзамены сданы хорошо. - Благодаря сильным морозам соревнования не состоялись.

2) Полет был отменен ввиду сильных ливней. — Ввиду подготовки к карнавалу школьники украсили зал.

О написании каких предлогов надо помнить? Перечислите.


III. Актуализация знаний.

1. Беседа: О написании каких союзов надо помнить? Проверьте свои знания по таблице на с. 139, по схеме на с. 143.

2. Проверка домашнего задания.

Прочитайте предложения из упр. 325, проговорите написание союзов.

3. Запись предложений с союзами.

На доске: после того как, как только, едва, до того как, перед тем как, прежде чем.

Задание: из диктуемых простых предложений составьте сложноподчиненные, употребив нужный союз.

1) Появился первый автомобиль. Решили научить улицу разговаривать, дать ей точный и выразительный язык знаков.

2) На светофоре зажегся зеленый свет. Дорогу можно переходить.

3) Под улицами Москвы протянулись подземные коридоры. Движение стало более безопасным.

4) Построили подземные переходы под площадью Маяковского. Здесь было тесно и пешеходам, и автомобилям.

5) Светофоры нового типа установят повсюду. Машинам не придется простаивать у перекрестка.


IV. Домашнее задание: упр. 326.