НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦ (ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦ (ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

Цели:

1. Диагностика усвоения темы.

2. Пунктуационный и орфографический контроль.

3. Закрепление умения работать с текстом.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Релейный диктант по материалу § 27 составляется по усмотрению учителя.


II. Тестовый контроль.

1. Это слово является частицей:

2. В этом предложении употреблена формообразующая частица;

3. В этом предложении употреблена отрицательная частица.

а) Нам не стать привыкать –

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь

На морозе горит.

б) Я бы взял тебя домой, светлячок,

Положил бы я тебя в коробок,

И уснуть бы я от радости не мог.

в) В лес июльский загляни-ка:

Поспевает земляника.

Каждая полянка —

Скатерть-самобранка.

4. В этом предложении имеется вопросительная частица.

5. В этом предложении имеется восклицательная частица.

а) Вот за далёкими горами

Скрывается прекрасный день.

б) Вы ж, голубушки сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

в) Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака.

г) Домового ли хоронят?

Ведьму ль замуж выдают?

д) Вон вдали - соломой крытые избушки,

И бегут над ними тучи вперегонку

Из родного края в дальнюю сторонку.

6. В этом предложении частица пишется через дефис.

а) К полету готов молодой капитан,

Ему(то) летать не впервые.

б) Во двор заходит почтальон,

Обходит все дома,

И слышит он со всех сторон:

- А нет(ли) нам письма?

в) Слишком тихо ты бежишь! –

Говорит ему малыш, -

Сядь(ка), длинноногий,

Отдохни с дорога.

г) Если нет над вами точки,

Запятая - знак пустой! —

Отозвалась с той(же) строчки

Тетя точка с запятой.

7. В этом предложении частица пишется раздельно.

а) Я (не)помню, сутки или десять

Мы (не)спим. теряя счет ночам.

б) И кому (же) в ум пойдет

На желудок петь голодный?

в) Она ничего (не)понимает, что(бы) ей (ни)говорили.

г) Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком (то) как притопнет!

8. В этом предложении не - частица.

а) Прошло еще (не)сколько секунд, потом с печки раздался дружный рев.

б) (Не)дается мне буфет,

Сколочу я табурет,

(Не)хромой, (не)шаткий,

Чистенький и гладкий.

в) Вот бьют часы двенадцать раз,

А дверь (не) заперта.

г) (Не)когда они были товарищами по службе.

9. В этом предложении употреблена частица не.

а) Кто н... слышал его, всех поражало его красноречие.

б) Кто н... слышал его, очень сожалел об этом.

в) Кто н... приходил на выставку, тот ничего не знает о новых картинах художника

г) Кто и... приходил на выставку, все восхищались новыми картинами художника.

10. В этом предложении употреблена частица ни.

а) Цветы и... поливали. и они засохли.

б) Как н... поливай увядшие розы. они не расцветут вновь.

в) Кто н... принимал участие в конференции, все остались довольны.

г) Кто н... принимал участия в конференции, любовались в саду яркими цветами.

Правильный ответ: 1) ж, к, н; 2) а, б; 3) а; 4) г; 5) в; 6) а, в; 7) а, б, в; 8) б, в; 9) б, в; 10) б, в.