Правописание НЕ с разными частями речи - Урок 3

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Правописание НЕ с разными частями речи - Урок 3

Лексическая разминка

- Соедините слова с толкованиями их значений.

1. Аннотация

2. Апелляция

3. Апробация

4. Анонс

A. Предварительное объявление о чём-нибудь.

Б. Определение уровня квалификации.

B. Краткое изложение содержания.

Г. Проверка, испытание.

Д. Обжалование решения, оценки.

Грамматическая разминка

- Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами.

В 2007 году сестра пошла в школу.


Озеро находится в 1,5 км от города.


Космонавты провели на орбитальной станции “Мир” 152 (сутки).


Для кабинета домоводства закупили 24 (ножницы).


От берега отчалил теплоход с 400 пассажирами.


Орфографический тренинг

Правописание НЕ с разными частями речи

Классифицируем!

В каждой группе примеров отметьте случаи раздельного написания НЕ, графически объяснив ваш выбор.

1

1) мне как-то (не) (по) себе;

2) (не) хуже нас;

3) (не) зачем разговаривать;

4) (не) навек расстаёмся;

5) ему это (не) (под) силу.

2

1) имел привычку (не) доигрывать;

2) (не) уловимый ухом звук;

3) (не) забываемый нами день;

4) он (не)долечился;

5) практически (не) уловимый шум.

3

1) (не) переводимый текст;

2) нигде (не) уловим;

3) (не) переводимый на русский язык;

4) (не) досолить суп;

5) он (не) уловим сегодня.

4

1) ты (не) доработал эту тему;

2) совершенно (не) предсказуемый человек;

3) (не) видимые миру слёзы;

4) (не) прочь поспать;

5) абсолютно (не) изученный вопрос.

NB! Наречия меры совершенно, абсолютно, крайне не являются теми зависимыми словами, которые “отодвигают” не от причастия.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)К каждому писателю можно обратить традиционный вопрос: что вы хотели в вашем произведении сказать? — хотя далеко не всегда на этот вопрос можно без затруднения найти ответ. (2)Что хотел сказать в своём “Третьем сыне” Платонов? (3)Никакого осуждения пяти весельчаков у него нет, да и не за что их, в самом деле, осудить. (4)Они хорошие, сердечные, простые люди, а если скорбь о матери не убила в них бодрости, то кто же не знает, что вопрос лишь во времени, и рано или поздно жизненная энергия справится со всяким горем! (5)“Увы, утешится жена...” (6)Истина старая, вечная, согласны мы с ней или нет. (7)Но в том-то и дело: согласны мы с ней или нет? (8)Третий сын как будто не согласен. (9)Его потрясает безразличие, его возмущает та “равнодушная природа”, о которой писал Пушкин. (10)Он лишается сил не только от горестного волнения, охватившего его при виде смерти, но и от ужаса, который ему внушает жизнь. (11)0н никого не упрекает, он озадачен, удивлён, он не знает, как всё это сгладить и примирить. (12)Что же, старая набожная мать, даже отказавшаяся от церковного погребения ради сыновей, умерла, — а они, любящие её, по- своему ей преданные, что же, они могут в двух шагах от её гроба шутить, и это — жизнь, естественная, нормальная, не заслуживающая никакого возмущения? (13)Так устроен человек, мнящий себя “образом и подобием Божиим” — и сознавая, что он так устроен, человек не содрогнётся?

(Г.В. Адамович)

1. Определите тип речи.


2. Какие языковые средства делают этот текст эмоциональным и выразительным? Напротив названных языковых средств напишите номера тех предложений, в которых они использованы.

а) ряды однородных членов ________________________

б) синонимы ________________­______________________

в) антитеза ________________­_______________________

г) метафора ________________­______________________

д) риторический вопрос ____________________________

е) градация________________­_____________________

ж) синтаксический параллелизм ____________________

3. В предложениях 2-4 найдите фразеологизм(-ы). Выпишите, объясните его(их)значение.


4. Из предложений 11-12 выпишите все служебные части речи, назовите их.


5. Выпишите из текста три числительных. Укажите их разряд.


6. В предложениях 2-3, 10-11 найдите все местоимения. Выпишите их и укажите разряд.



7. Сколько грамматических основ в предложении 1? Подчеркните их в тексте, составьте схему предложения. В чём необычность этой синтаксической конструкции?



8. Из предложений 12-13 выпишите все причастия. Укажите их разряд и время.




9. Напишите, какими способами образованы слова ПО-СВОЕМУ (предложение 12) ____________________, ЗАТРУДНЕНИЯ (предложение 1) ____________________, СГЛАДИТЬ (предложение 11) ________________­________________­___________________­______________­_______________

10. Из предложения 13 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.



11. Среди предложений 7-13 найдите сложное(-ые) с бессоюзной и подчинительной связью. Укажите его(их) номер(-а)


12. Объясните написание НЕ в предложениях 8 и 12.


13. Подберите синоним и однокоренное слово к слову МНЯЩИЙ (предложение 13)________________­____________________



14. Из предложений 8-11 выпишите союзные слова. Какой частью речи они являются? Определите их синтаксическую роль в предложении.



15. Выразите своё отношение к проблеме, затронутой автором данного текста. Напишите об этом сочинение-рассуждение.