Обобщающие уроки по теме Словообразование. Орфография. Культура речи - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Обобщающие уроки по теме Словообразование. Орфография. Культура речи - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закреплять знания, умения и навыки по теме “Словообразование. Орфография. Культура речи”; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки монологической речи выразительного чтения, работы с тестами.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитически деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Упр. 230 — подготовленный диктант.
  4. Упр. 232 — выборочная проверка сложных планов, рассказы о словообразовании в русском языке (по плану — человек).

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

(Обсуждение контрольных вопросов и заданий (с. 126).)

  1. Сообщение ученика о способах словообразования

(Один ученик выступает с сообщением, остальные дополняют его, приводят свои примеры.)

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 229 — самостоятельное выполнение по вариантам со следующей проверкой.
  3. Упр. 233 — коллективное выполнение с комментированием. (Три ученика работают у доски (каждый заполняет по пунктам).)
  4. Упр. 234 — самостоятельное выполнение по вариантам и со следующей проверкой по цепочке.
  5. Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 9 (задания B1, С1).)

  1. Подведение итогов урока

— С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы “Словообразование”?

— Какие способы словообразования называются морфемными?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 31-43, упр. 231 (устно), 235.

Ход урока 2

  1. Организационный момент
  2. Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 235 - взаимопроверка.)

  1. Актуализация знаний

Словарный диктант

(Можно провести по вариантам.)

Великолепный интерьер, блестящий паркет, пригласить прийти в квартиру, приказать прекратить стрельбу, горячий привет, приобре­сти салфетки, присмотреться к предметам искусна, претворить мечту в жизнь, преобразования в стране, присутствовать на премьере, ютиться в каморке, примерять костюм, пребывать на отдыхе, не привык к пора­жению, советы пригодились, примирять спорщиков, широкий карниз, превратить в лягушку, презирать опасность, генерал-лейтенант, бахрома в отделке, преодолеть препятствия, причина снегопада, состязание богатырей, приключения приятелей, прилежный ученик, притворить дверцу, карниз здания, подражать командиру, дощатая терраса, восточный орнамент, прибыть в город, срочная телеграмма, корреспондент газеты.

Грамматическое задание

  1. Сделать морфемный разбор слова: вариант 1 — стрельбу, вариант 2 — спорщиков.
  2. Сделать словообразовательный разбор слова: вариант 1 — генерал-лейтенант, вариант 2 — снегопад.
  3. Работа по теме урока
  4. Работа по учебнику
  5. Упр. 236 — самостоятельное выполнение.
  6. Упр. 237 — выразительное чтение текста заранее подготовленным учеником, обсуждение заданий.

Комментарии

Примеры морфемных способов образования слов: взлетел, (приставочный), серебряным, бубенчиком (суффиксальный).

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 42, 43 самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

  1. Занимательная лингвистика

(Игра “Кто больше?”.)

— Образуйте максимальное количество слов с приставками пере-, под-, при-, по-, от-, за- и корнями -ход-, -вод-, -вал-.

  1. Подведение итогов урока

Как связаны словообразование и орфография?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: повторить § 31—43, упр. 238, 240 (подготовить вы разительное чтение, устные ответы на вопросы), 241 (пол готовиться к диктанту).

Ход урока 3

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 241 — подготовленный диктант.)

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 238 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
  3. Упр. 239 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  4. Упр. 240 — выразительное чтение стихотворение, обсуждение вопросов и заданий.
  5. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик слово эмблема, пои черкните орфограмму.

— Выясните его значение по толковому словарю.

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

  1. Подведение итогов урока

— Какие разделы темы “Словообразование” вам показали! I наиболее интересными?

— Какие трудности вы испытывали при изучении темы?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 31-43.

Подготовиться к контрольному диктанту по теме “Слови образование. Орфография. Культура речи”.