Морфология. Синтаксис - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Морфология. Синтаксис - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Цели: повторить изученное по морфологии и синтаксису; за­креплять навыки морфологического и синтаксического разбора.

Планируемые результаты: знание постоянных и непостоянных признаков частей речи, порядка морфологического разбора, умения различать части речи по их морфологическим признакам, применять приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Работа по теме урока
  3. Морфология (беседа, реализация домашнего задания)

— Что изучает морфология?

— Перечислите именные части речи. Почему они называют именными?

— В чём особенность местоимения как части речи?

— В чём главное отличие глагола от именных частей речи''

— Как называется изменение именных частей речи?

— Как называется изменение глаголов?

— Как изменяются именные части речи?

— Как изменяются глаголы?

(Упр. 619, задание 122 из рабочей тетради — проверка по цепочке.)

  1. Практические задания

— Проспрягайте глагол победить.

Комментарии

От глагола победить форма 1-го лица единственного числа не образуется. В будущем времени можно заменить глагол фразиологизмом: одержу победу. Форма настоящего времени побеждаю относится к глаголу несовершенного вида побеждать. Глагол по­бедить совершенного вида.

— Спишите текст, заменив цифры числительными.

Из 88 (восьмидесяти восьми) созвездий чуть ли не половина носит на­звания животных: 19 (девятнадцати) зверей, 8 (восьми) птиц, 4 (четырёх) рыб, 3 (трёх) пресмыкающихся и 2 (двух) беспозвоночных.

— Подчеркните слова, для правильного написания которых нужно определить часть речи. Объясните орфограммы.

Роскошь интерьера, стая туч, плач ребёнка, важный грач, сберечь силы, горечь потери, слышишь песню, спрячься от грозы, лесная глушь, сельский пейзаж, старинная вещь, лёгкий плащ, зажечь огонь, ровно в полночь, необычайная сушь, приготовьте завтрак.

  1. Работа по учебнику

(Упр. 620 — коллективное выполнение.)

  1. Выполнение заданий из рабочей тетради

(Задания 124, 125 — самостоятельное выполнение.)

  1. Синтаксис (беседа, реализация домашнего задания)

—Что изучает синтаксис?

— Что называется словосочетанием?

— Чем словосочетания отличаются от предложений?

— Чем простые предложения отличаются от сложных?

— Может ли предложение состоять только из сказуемого?

  1. Работа по учебнику

(Упр. 621 — выразительное чтение текста, обсуждение, вы­полнение письменных заданий, синтаксический разбор на доске И в тетрадях.)

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Славянский алфавит”, “Кирил­лица”, “Азбука Кирилла и Мефодия”.

Основная мысль текста: Кирилл и Мефодий — создатели славянского алфавита.

  1. Занимательная лингвистика

— С помощью суффиксов образуйте как можно больше слов от существительного голубь, объясните их значение, со­ставьте словосочетания с этими словами.

Варианты слов и словосочетаний

Голубёнок — птенец голубя (белый голубёнок); голубиный — от­носящийся к голубю (голубиная стая); голубок — уменьшитель­но-ласкательное (мой голубок); голубка — самка голубя, ласковое Обращение к женщине (“голубка дряхлая моя”); голубушка — то же (“голубушка, как хороша!”); голубчик — ласковое обращение к муж­чине или женщине (мой голубчик); голубятня — помещение для голубей, устраиваемое обычно на чердаке или на крыше (залезть на голубятню); голубятник — любитель голубей (страстный голу­бятник).

III. Подведение итогов урока

— Почему одни морфологические признаки называют посто­янными, а другие - непостоянными?

— Как изменяются части речи?

— Какое значение имеет изучение русского языка?

— Какие темы вам показались особенно интересными?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: задания 126—133 (по выбору).

Подготовиться к итоговому контрольному диктанту.