Текст и план текста - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Текст и план текста - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: повторить основные признаки текста; закреплять зна­ния о средствах связи предложений в тексте; развивать навыки составления плана текста, пересказа текста по плану.

Планируемые результаты: знание основных признаков текста; умения определять основную мысль текста и озаглавливать его, составлять план текста, пересказывать текст по плану.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 484 — обсуждение вопросов и заданий.)

III. Работа по теме урока

  1. Повторение основных признаков текста

— Каковы основные признаки текста? (Смысловая цельность, завершённость, связность, стилевое единство.)

— Какие средства связи предложений в тексте вы знаете? (По­втор, синонимический повтор, замена местоимением, союзы, согласование форм времени, вводные слова и т. д.)

  1. Работа по учебнику

(Упр. 486 — выразительное чтение текста, обсуждение, кол­лективное выполнение письменных заданий.) Комментарии

Варианты заглавия текста: “Иван Фёдоров — первопечатник”, “Из истории книгопечатания”, “Памятник первопечатнику”.

Средства связи предложений в первом абзаце: указательное местоимение в значении подлежащего (это), тройной лексиче­ский повтор (памятник), личное местоимение (ему).

Устаревшее слово — книгопечатня, сейчас его заменило слово типография.

Синонимы к слову напечатал: создал, опубликовал, выпустил в свет.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

(Упр. 487 — обсуждение простых планов, составление слож­ных планов, пересказ текста по сложному плану.)

Примерный план

  1. Памятник Ивану Фёдорову:

а) описание памятника;

б) за что поставлен памятник

  1. Рукописные книги:

а) XVI в. - время рукописных книг;

б) работа переписчиков — писцов.

  1. Первая книгопечатня 1553 года.
  2. Великолепные книги первопечатника:

а) шрифт;

б) красные строки;

в) заставки-орнаменты.

  1. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамке на с. 90, подчеркните орфограммы.

— Выясните значение и происхождение этих слов по словарям. Комментарии

Типография — от греч. typos — отпечаток и grapho — пишу.

Биография — от греч. bios — жизнь и grapho — пишу.

— Подберите к ним однокоренные слова.

— Составьте предложения, в которые бы вошли не только дан­ные слова, но и указательные местоимения.

  1. Подведение итогов урока

— Для чего нужен план текста?

— Чем отличается сложный план текста от простого?

Домашнее задание

  • 84, упр. 488 (подготовиться к диктанту).