Основные способы образования глаголов - Словообразование глаголов - Глагол

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Основные способы образования глаголов - Словообразование глаголов - Глагол

Цели урока: 1) закреплять представление об основных способах образования глаголов; 2) дать понятие о возможностях приставочного способа образования глаголов и учить определять словообразовательное значение приставок; 3) совершенствовать умение проводить морфемный разбор слова с опорой на семантико-словобразовательный анализ.


I. Текстоведческий анализ и анализ использованных в тексте грамматических форм (проверка домашнего задания).

В содержании текстоведческого анализа должны прозвучать следующие мысли: «Тема текста – «Почему в лесу необходимы ловкие, умелые руки». Автор стремится донести до читателя мысль о том, что человек, который любит и понимает лес и умеет правильно обращаться с живой природой, сможет избежать многих неприятностей и будет чувствовать себя в лесу как дома. Текст представляет собой художественное рассуждение». Попросим отвечающего назвать и способы, и средства связи предложений текста.


II. Основные способы образования слов. Словообразование глагола (задания на с. 13, упр. 513-515).

Выполняя задание 1 на с. 13, учащиеся используют материалы схемы на с. 17 (устная часть домашнего задания).

Предложим ученикам указать проверочные слова к глаголам с безударной проверяемой гласной в корне, приведённым в упражнении 513. По окончании работы шестиклассники должны сделать вывод о том, что глаголы могут быть образованы приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

Поможем учащимся слабого класса понять, что на схемах, приведённых в упражнении 514, стрелками показано значение приставок: «приближение к определённому месту» (при-), «удаление от определённого места» (у-), «движение внутрь» (в-), «движение изнутри» (вы-), «движение сквозь что-либо» (про-), «движение с места на место» (пере-), «достижение определённого места» (под-), «движение от определённого места» (от-), «движение вокруг чего-либо» (об-, о-, обо-), «движение сверху вниз» (с-), «движение вверх» (вз-), «завершение действия»» (до-), «движение в разные стороны» (раз-), «сближение» (с-).

Сравнивая высказывания В. Лопатина и К. Чуковского, ребята отметят, что они содержат мысль о больших возможностях приставочного способа образования и разнообразии приставок, существующих в русском языке, но если лингвист отмечает прежде всего многообразие приставок, выступающих средствами образования новых производных от каждого глагола, то детский писатель подчёркивает изобразительно-выразительные и смысловые возможности приставок.

Обратим внимание учащихся, что для выражения своей мысли лингвист использует научный стиль речи, поэтому оно характеризуется объективностью, сухостью, точностью изложения, в нём используются термины (приставочное глагольное словообразование, производные глаголы), в то время как высказывание писателя представлено в художественном стиле: оно субъективно, эмоционально, выразительно, в нём используются эпитеты (богатейшие оттенки, чудесная выразительность), яркая глагольная лексика (таится), такое выразительное синтаксическое средство, как восклицательное по эмоциональной окраске предложение.

Прежде чем шестиклассники приступят к выполнению упражнения 515, попросим их определить, при использовании каких исходных слов в производном глаголе после приставки появится разделительный ъ.


III. Морфемный анализ глаголов (упр. 518, текст на с. 14-15, упр. 519).

Чтобы подвести учащихся сильного класса к самостоятельному выводу о грамматических особенностях глагола несовершенного вида в первой паре омонимов (отсутствие форм 1-го и 2-го лица) (упр. 518), попросим их проспрягать глаголы-омонимы. В процессе анализа грамматических омонимов, использованных в последующих парах словосочетаний, подведём ребят к выводу о том, что эти слова совпадают в звучании и написании только в одной из форм. С этой целью предложим поставить каждое из слов пары в начальную форму: стечь (гл.) – стекло (сущ.),попугать (гл.) – попугай (сущ.), дать (гл.) – даль (сущ.). Анализируя морфемный состав грамматических омонимов, шестиклассники отметят, что только одна морфема – окончание - совпадает в звучании и написании слов каждой пары. Попросим учеников доказать, что окончания грамматических омонимов выражают разные грамматические значения.

В слабом классе поможем ребятам сделать вывод о необходимости серьёзного подхода к морфемному анализу слова: чтобы правильно определить морфемный состав слова, нужно принят во внимание его лексическое и грамматическое значения.

По усмотрению учителя для учащихся слабого класса можно заменить задание упражнения 519 следующим.

Задание. Найдите в словообразовательном словарике словообразовательные цепочки, которые начинаются словами слепой, след, вина, и запишите эти цепочки в тетрадь. Укажите средства образования производных слов и морфемный состав последнего слова каждой цепочки.


Д. з.: 1) упр. 497; 2) упр. 483 (на повторение); 3) индив. зад. – упр. 522.

Резерв - упр. 516, 521.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.