Непостоянные морфологические признаки глагола - Глагол как часть речи - Глагол

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Непостоянные морфологические признаки глагола - Глагол как часть речи - Глагол

Цели урока: 1) повторить сведения о непостоянных морфологических признаках глагола; 2) тренировать учащихся в умении образовывать и правильно оформлять на письме формы наклонений глагола; 3) привлечь внимание шестиклассников к средствам выражения значений наклонения, времени, лица и числа у глаголов в настоящем и будущем времени (личные окончания); наклонения, числа и рода (в единственном числе) у глаголов в условном наклонении (грамматический суффикс, частица, окончания); наклонения, числа у глаголов в повелительном наклонении (формообразующий суффикс, окончание).


I. Постоянные морфологические признаки глагола (повторение) (упр. 495).

Предоставим возможность учащимся слабого класса воспользоваться в процессе высказывания о постоянных морфологических признаках глагола примерами, предварительно вынесенными на доску, например: 1) удивляться – глагол несов. вида, возвратный, непереходный, I-го спряжения; 2) удивляться (что делать?) – удивиться (что сделать?); удивляться (чему?) радуге –удивлять (кого?) друзей; 3) удивляться (возвр.) – удивлять (невозвр.); 4) удивлять (I спр.) – удивить (II спр.).


II. Непостоянные морфологические признаки глагола (упр. 498-500).

В слабом классе организуем совместную работу с упражнением 498. Составим под диктовку учащихся схему, показывающую личные окончания глагола, и определим, что каждое из них имеет значение изъявительного наклонения настоящего или будущего времени. После этого предложим определить значение числа и времени, на которое указывает каждое из окончаний. Для построения доказательства по теме задания 2 упражнения 498 рекомендуем воспользоваться составленными схемами.

Постараемся, чтобы в процессе работы с упражнением 499 учащиеся ещё раз отметили, что значение времени определяется при соотношении действия, обозначенного глаголом, и момента речи: глаголы в прошедшем времени обозначают действия, которые произошли или происходили до момента речи; глаголы в настоящем времени обозначают действия, которые происходят в момент речи; глаголы в будущем времени обозначают действия, которые произойдут или будут происходить после момента речи.

По окончании письменной работы попросим ребят сделать вывод, какие формы глагола не имеют значения времени.

В ходе работы с упражнением 500 обратим внимание учащихся на то, что окончание инфинитива, в отличие от личных окончаний форм настоящего или будущего времени глагола, не указывает на значение числа и лица; в отличие от родовых окончаний форм прошедшего времени изъявительного наклонения и форм условного наклонения, не указывает на значение числа и рода; в отличие от окончаний форм повелительного наклонения, не указывает на значение числа.

Организуя работу учеников слабого класса с упражнением 500, поможем им сделать вывод об отсутствии значения лица, числа, рода в окончании инфинитива на основе его соотнесения с окончаниями в формах наклонений по предварительно составленной на доске записи:


Инфинитив

Изъявительное наклонение

Повелительное наклонение

Условное наклонение

жалеть

жалею (1 л. ед.)


жалел□ (м. р. ед. ч.)

жалей□ (ед. ч.)


жалейте (мн. ч.)

жалел□ бы


III. Наклонение глагола (зад. (с. 9), упр. 504).

По усмотрению учителя в сильном классе можно сообщить учащимся, что категория наклонения обозначает отношение действия к действительности, реальности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, а глаголы в условном и повелительном наклонении – действие нереальное. Напомним также, что на этом основании только глаголы в изъявительном наклонении имеют значение времени.

Прежде чем ученики приступят к выполнению задания упражнения 400, напомним им, что формы повелительного и изъявительного наклонений образуются от основы настоящего (будущего простого) времени глагола, которая обычно определяется путём отсечения личного окончания от основы 3-го лица множественного числа глагола, и покажем это на примерах:свистнут (3 л. мн. ч.) – свистни (пов. накл.), свистните (пов. накл.), свистнете (изъяв. накл.). В ходе работы с упражнением подведём ребят к следующему выводу: «Различие в написании совпадающих в произношении форм повелительного наклонения множественного числа и изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа обусловлено различием морфемного состава этих форм: первая из названных форм образуется путём прибавления к основе настоящего времени суффикса , а также окончания -те, а вторая – путём прибавления к этой основе личного окончания глагола первого или второго спряжения».


Д. з.: 1) упр. 502; 2) на выбор: упр. 502 (2), или 505, или 506; 3) в сильном классе индив. зад. - упр. 510.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.