Постоянные морфологические признаки глагола - Глагол как часть речи - Глагол

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Постоянные морфологические признаки глагола - Глагол как часть речи - Глагол

Цели урока: 1) углубить представление учащихся о значении категорий вида, переходности, возвратности; 2) тренировать учащихся в использовании глагольных форм для описания действий.


I. Вид глагола (проверка домашнего задания).

Предоставим слово ученикам, подготовившим в качестве индивидуального задания упражнение 487, и после прослушивания текстов по предложенным темам попросим всех ребят подумать над вопросами, поставленными в задании, а отвечающим доверим роль экспертов. В ответах должны прозвучать следующие мысли: «Основная задача первого текста – описать начало урагана, стремительность его движения и результаты его разрушительной силы. Именно поэтому в этом тексте уместно использовать глаголы совершенного вида. Во втором тексте уместнее использовать глаголы несовершенного вида, так как он должен представлять собой описание тумана, который постепенно застилает овраг и всё вокруг».

После проверки письменной части домашней работы предложим ребятам выслушать сообщение по теме упражнения 491 ученика, подготовившего его в качестве индивидуального задания.


II. Глаголы переходные и непереходные (упр. 492, 493).

Предложим учащимся сначала восстановить графический облик данных в упражнении 492 глаголов и объяснить выбор гласных в корнях с чередованием и в личных окончаниях глаголов, а затем выполнить задание 2.

Прежде чем ученики слабого класса приступят к выполнению задания 2 упражнения 492, выясним, вполне ли им понятен термин косвенные падежи.

В результате работы с упражнением 493 шестиклассники должны сделать вывод о том, что прямые дополнения – дополнения, выраженные существительными в винительном падеже без предлога, - распространяют сказуемые, выраженные переходными глаголами.


III. Глаголы возвратные и невозвратные (задания на с. 6, упр. 494).

Поможем шестиклассникам понять значения приведённых в составе пар возвратных глаголов: 1) действие лица, направленное на самого себя или на свою принадлежность: вытираться, мыться, застегнуться; 2) действие взаимное, направленное двумя или несколькими лицами друг на друга: встречаться, целоваться, обниматься; 3) действие как постоянная характеристика какого-либо предмета: кусаться, бодаться, жечься.


IV. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» (упр. 496 (устно)).

1. Слово учителя.

Расскажем ребятам, что изображённая на картине В. И. Сурикова старинная игра проводилась в прощёное воскресенье – последний день масленичной недели.

Казаки строили городок изо льда и снега. Воздвигали зубчатые стены, вдоль стен лепили снежные пушки, фигуры пеших и конных казаков.

Поутру защитники с хворостинами, метлами, трещотками окружали крепость, а поодаль на лошадях располагались нападающие. Раздавался сигнал - и нападающие переходили в наступление. Они должны были прорваться сквозь стену защитников, которые стегали лошадей метлами и хворостинами, пугали трещотками. Лошади пугались и поворачивали назад, но всадники снова бросали их в атаку. Наконец самый смелый и удачливый всадник пробивался сквозь ряды защитников и, ломая стену, врывался на коне в городок. Именно этот момент – стремительное движение коня, разбивающего снежную стену, - художнику удалось запечатлеть на холсте.

"Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи", - так определял тему своей картины художник. Тема удали и силы, широкой казацкой натуры будет звучать и в более поздних полотнах Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин».


2. Беседа по вопросам.

- Перечислите тех, кто изображён на картине. (В центре картины изображён всадник на коне, который разбивает снежную стену крепости. Это победитель. Защитники крепости с хворостинами оказываются позади него. Справа на картине в дорожных санях (кошеве) с накинутым на спинку цветастым ковром сидят знатные казаки и казачки, наблюдающие за забавой, слева столпились девушки, парни, замужние женщины, ребятишки – всем интересна эта весёлая, живая, азартная игра).

- Опишите действия всадника, врывающегося в крепость, и его коня. (Победитель изображён в стремительном движении. Фигура его словно слилась в едином порыве с фигурой лошади: всадник и конь прекрасно понимают друг друга, оба они разгорячены и охвачены азартом. Казак-победитель всем телом подался вперёд, правой рукой он сбивает ледяные фигуры, украшавшие снежную крепость, левой напряжённо сдерживает разгорячённого коня. Глаза всадника горят удалым огнём, взгляд устремлён на сбиваемые фигуры. Конь в мощном прыжке переносит всадника через преграду. Передние копыта его вскинуты, и во все стороны летят из-под них комья снега. Молодой, норовистый конь под всадником: закусил удила, выдувает раздутыми ноздрями горячий воздух, сверкает огненными глазами. Грива его разметалась от стремительного движения.)

- Опишите действия защитников крепости. (Защитники снежного городка оказались за спиной победителя. Они продолжают в азарте размахивать хворостинами, и на их лицах целая гамма чувств: одни от души веселятся, другие раздосадованы победой противников, третьи готовы продолжить сражение. Ближе всех спиной к зрителю изображён юноша, который в пылу сражения потерял шапку. Он отклонился назад от сбивающего преграду коня и защищается левой рукой, по-прежнему сжимая в левой хворостину. Чуть поодаль в светлой нарядной бекеше вслед всаднику смотрит юноша с весёлым румяным лицом. Он поднял вверх руку с хворостиной, как будто приветствует противника.)

- Как изображены казаки, которые не участвуют в игре? (Они изображены в живых позах: казаки увлечённо следят за зрелищем, они развернулись по направлению к всаднику, их весёлые, оживлённые взгляды прикованы к движениям коня и казака-победителя.)


3. Объяснительно-распределительный диктант.

Задание. Запишите под диктовку глаголы, которые называют действия изображённых на картине казаков, распределяя слова в три столбика.


Казак-победитель

Конь

Защитники крепости

Наблюдатели


Располагаться, прорваться, стегать, пугать, разметаться, подбадривать, нестись, пробиться, ворваться, разбивать, хохотать, толпиться, сшибать, слиться, сверкать, разгорячиться, сбивать, сдерживать, лететь, закусить удила, успеть, размахивать, перескакивать, грозить, веселиться, приветствовать, защищаться, грозить, сжимать, следить.


Д. з.: упр. 496 письменно.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.