Морфологические признаки глагола - Глагол как часть речи - Глагол

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Морфологические признаки глагола - Глагол как часть речи - Глагол

Цели урока: 1) повторить основные сведения о морфологических признаках глагола; 2) углубить представление учащихся о видовых парах глаголов; 3) закреплять в сознании учеников представление о связи категории вида глагола с категорией времени.


I. Глагол как часть речи (зад. (с. 3); упр. 484).

С целью повторения сведений о глаголе как части речи проведём беседу по следующим вопросам:

• Каково общее грамматическое значение глагола?

• На какие вопросы отвечает инфинитив?

• Почему инфинитив называют неопределённой формой глагола?

• Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.

• Приведите примеры видовой пары глаголов.

• Приведите примеры пар глаголов, которые различаются значением переходности, возвратности, типом спряжения.

• Перечислите непостоянные признаки глагола.

• Назовите наклонения глагола.

• У глаголов в каком наклонении отсутствует значение времени? Почему?

После этого потренируем учащихся в определении постоянных и непостоянных признаков глагольных форм (задание на с. 3) и в процессе заполнения таблицы ещё раз на конкретных примерах разъясним те вопросы, которые вызвали затруднения учащихся в ходе беседы, а также внесём необходимые дополнения в их ответы на первый вопрос после таблицы.

Один из вариантов работы с упражнением 484 может быть следующим. Предоставим ребятам время для составления предложения по одной из картинок (на выбор), а затем попросим их определить авторов самых интересных (самых смешных, самых выразительных и т. д.) предложений и записать два-три из них под диктовку авторов. После этого ученики в совместной работе проводят морфологический разбор двух-трёх глаголов.


II. Постоянные морфологические признаки глагола (зад. (с. 4), упр. 485).

Поможем ученикам слабого класса передать главную мысль текста упражнения 485, которая может быть изложена примерно так: «Чтобы открыть для себя что-то новое, необязательно покидать свой край, а достаточно только присмотреться к окружающей нас природе».

Напомним ребятам, что для правильного определения инфинитива вопрос необходимо задать сначала к анализируемой форме глагола, например: присмотритесь – что сделайте? – что сделать? – присмотреться.


III. Видовые пары. Связь категории вида с категорией времени (упр. 488, текст (с. 5), упр. 490).

В процессе анализа видовых пар, приведённых в упражнении 488 (1), акцентируем внимание шестиклассников на тождество лексических значений глаголов видовой пары, например, каждый из глаголов видовой пары загорать – загореть обозначает процесс приобретения загара. В то же время подчеркнём противопоставленность глаголов пары по видовой принадлежности: глагол несовершенного вида загорать обозначает длительный процесс, а глагол загореть – действие, которое достигло своего предела, результата.

По своему усмотрению учитель может продолжить работу с супплетивными (термин не вводится) видовыми парами, предложив ребятам следующее задание.

Задание. Запишите глаголы в составе видовых пар.

Ловить, вернуть, находить, прийти.

Предложим ученикам слабого класса после внимательного чтения текста на с. 5 заполнить взятыми из него примерами подготовленную на доске таблицу:


Вид глагола

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Несовершенный


Совершенный





После этого попросим ребят с помощью этой таблицы рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

Рекомендуем учащимся рассуждать при выполнении задания 1 упражнения 490 по образцу: «Глагол наблюдать отвечает на вопрос что делать?, это глагол несовершенного вида, поэтому к форме будущего времени 2-го л. ед. ч. ставим вопрос что делаешь? – наблюдаешь. Это простая форма будущего времени глагола, поэтому записываем её в первый столбик».


Д. з.: 1) выучить наизусть текст на с. 5; 2) упр. 486, 489 (см. примечание 1); 3) индив. зад. - упр. 487 (см. примечание 2), 491.

Примечания. 1. В слабом классе проведём совместную работу с глаголами первой видовой пары, приведённой в упражнении 489. 2. Распределим задание упражнения 487 между двумя учащимися.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.