Языковые нормы. Правила произношения существительных - Культура речи. Правильное употребление имён существительных в речи - Имя существительное

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Языковые нормы. Правила произношения существительных - Культура речи. Правильное употребление имён существительных в речи - Имя существительное

Цели урока: вырабатывать навык определения слов с орфоэпическими трудностями и совершенствовать умение проводить орфоэпический анализ таких слов с помощью орфоэпического словаря.


I. Слитное и дефисное написание сложных имён существительных (проверка домашнего задания, упр. 314).

Определим авторов самых интересных в отношении содержания и/или формы предложений (упражнение 308), а затем выслушаем сообщения учащихся по темам упражнения 315.

Учебная игра. Организуем выполнение упражнения 314 в форме игры «Кто больше?»: отведём на работу с заданием определённое время (пять минут), по истечении которого предоставим возможность ребятам не только поучаствовать в игре, но и восполнить пробелы в записях, если не удалось подобрать соответствующие слова. Победитель определяется при работе с каждым из приведенных иностранных морфем.


II. Языковые нормы. Нормы произношения существительных (задания (с. 142); упр. 318, 319-321, 323).

В ходе рассмотрения схемы на с. 142 напомним учащимся, что орфоэпические нормы включают правила постановки ударения (звонит – звонишь – звонят) и правила произношения гласных и согласных звуков ([т`э]рмин, коне[ш]но); лексические нормы регулируют использование слова в соответствии с его точным лексическим значением (песчаный пляж – песочный оттенок), с учётом требования лексической сочетаемости (карие глаза – коричневый свитер), а также с учётом речевой ситуации (попросить поддержки – ходатайствовать об удовлетворении просьбы); грамматические нормы включают морфологические (правила словоизменения) и синтаксические нормы (правила соединения слов в составе словосочетания и предложения).

По своему усмотрению после работы с упр. 318 (1) учитель может предложить следующее задание.

Задание. Составьте и запишите с формами одного из слов (на выбор) три предложения. Правильно произнесите эти предложения.

Задание составить четыре словарные статьи для толкового словаря (упр. 319 (3)) предлагается только в сильном классе или отдельным учащимся слабого класса по усмотрению учителя.

По своему усмотрению в слабом классе учитель может заменить задание упражнения 320 следующим заданием.

Задание. Используя материал упражнения 320, определите лексические значения слов эпиграф, километр, квартал, компас и проведите орфоэпический разбор этих слов.

Задание упражнения 321 целесообразно распределить между учениками трёх рядов, а затем провести совместную проверку.


Д. з.: 1) упр. 322; 2) индивидуальные задания – упр. 324, 325 (3), 327, 331-336 (см. примечание).

Примечание. Задания упражнений 327, 334 целесообразно распределить между несколькими учениками.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.