Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование - Синтаксис и пунктуация

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование - Синтаксис и пунктуация

Цель урока: 1) повторить и обобщить сведения об основных требованиях к содержанию текста, его композиционному и речевому оформлению и учить редактировать текст, в котором эти требования не соблюдаются.


I. Основные требования к форме и содержанию текста.

Готовя шестиклассников к устному высказыванию (упр. 270), проведём беседу по следующим вопросам:

• Что такое тема и идея текста? (Тема – это предмет описания, повествования, рассуждения; то, о чём написан текст. Идея – это главная мысль, которую стремился донести до читателя автор, ради которой создавался текст. При отборе содержания необходимо соблюдать единство темы, подмена темы или отступление от неё считаются грубыми ошибками. Все части текста должны быть подчинены задаче раскрыть тему и выразить главную мысль.)

• Какие необходимые части должны присутствовать в сочинении? (Вступление, основная часть, заключение.)

• Перечислите композиционные элементы рассказа. (См. схему в упр. 253.)

• Почему текст необходимо делить на абзацы? (Это необходимо делать, чтобы отделить в составе текста одну композиционную часть от другой, а внутри каждой из этой частей выделить важные в смысловом и композиционном отношении микротемы.)

После этого предложим ребятам самостоятельно подготовить устное высказывание на основе тезисов упр. 270.


II. Редактирование (упр. 244).

Организуем работу по редактированию ученического сочинения (упр. 244).

После прочтения сочинения попросим учащихся с помощью упр. 202 назвать те ошибки, которые были допущены автором сочинения: не выделены абзацем необходимые композиционные части: основная часть, заключение, а также микротемы основной части; описание разворачивается непоследовательно (например, разрывается описание красоты кошечки, её отношения к хозяйке (любит хозяйку, ласковая)); в сочинении есть лишняя информация, которая не способствует раскрытию темы (Ночью Анфиска спит на диване. Анфиска становится спокойной и тихой); противоречие в описании (Анфиска похожа на пантеру, на забавную обезьянку) допускается неоправданный лексический повтор (кошечка, Анфиска, молоко).

На следующем этапе работы попросим ребят определить границы вступления, основной части, заключения; назвать микротемы, составляющие основную часть -- описание кошечки, и расположить их в логической последовательности: 1) внешний вид, 2) характер, привычки; 3) отношение к хозяйке; 4) любимые занятия. После этого предложим ребятам прочитать те предложения, которые раскрывают каждую микротему, одновременно отсекая лишнюю информацию.

Напомним ученикам, что каждый абзац, как и текст в целом, должен иметь свою композицию: обычно абзац начинается предложением, которое содержит какой-то тезис. Последующие предложения этот тезис раскрывают: поясняют, иллюстрируют, подтверждают и т. д. Поэтому следующим шагом в работе будет выделение среди каждой группы предложений то, которое содержит основное утверждение микротемы: 1) Анфиска очень красивая; 2) Это очень опрятная, аккуратная кошечка; 3) Анфиска – очень ласковая кошечка; 4) Я люблю играть с ней, потому что с ней всегда весело. Эта работа позволит выявить такие ошибки в построении абзацев, как непоследовательность, отсутствие логической связи и присутствие в тексте сочинения лишней информации.

Далее необходимо установить связь между предложениями каждой микротемы и между абзацами. Для этого нужно подобрать соответствующие средства связи. С этой целью организуем работу по составлению ряда синонимов (языковых и контекстных), описательных оборотов, которые могут быть использованы в качестве таких средств: Анфиса, Анфиска, кошка, кошечка, моя киска, маленькая чистюля, весёлая озорница, шалунья, пушистая лакомка и т. п. Попросим также ребят вспомнить о других способах избежать неоправданного лексического повтора (см. упр. 243).

По усмотрению учителя заключительный этап работы – запись отредактированного сочинения – может быть проведён как самостоятельно каждым учащимся с последующей взаимопроверкой, так и совместно. Отредактированная работа может выглядеть примерно так.

Мою любимую кошечку зовут Анфиса.

Анфиса очень красивая: совершенно чёрная, с большими зелёными глазами.

Моя кошечка очень аккуратная. Я очень люблю смотреть, как она умывается. Делает это маленькая чистюля спокойно и тщательно.

Анфиска – дружелюбная и ласковая кошка. Она очень любит меня. Куда я иду, туда и моя киска. Мы обе любим молоко. Когда я пью молоко, пушистая лакомка громко мяукает и просит налить и ей чашечку.

Я люблю играть с Анфиской, потому что с ней всегда весело. С самого утра начинаются игры весёлой озорницы. Особенно ей нравится забираться на самый высокий шкаф и прыгать с него в кресло. Делает это кошечка легко и бесшумно.

Мы назвали кошечку Анфиской потому, что она похожа на чёрную забавную обезьянку. А в одном мультике обезьянку так и звали – Анфиска!


Д. з.: упр. 270 (2).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.