Диалог - Синтаксис и пунктуация

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Диалог - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: 1) совершенствовать навык правильного пунктуационного оформления диалога; 2) отрабатывать умение использовать в диалоге формулы этикета.


I. Прямая речь и слова автора (повторение) (проверка домашнего задания, схематический диктант).

В сильном классе после проверки работы с упр. 167 и 164 можно провести схематический диктант: предложить учащимся составить схемы предложений с прямой речью, аналогичные данным в тексте на с. 71.

1) Стоит Дождливая Погода и удивляется, вздыхая: «Такие лужи! Грязь по горло. Ну кто сказал, что я – плохая?» 2) Потом Пингвин поужинал и понял окончательно: «Конечно, это здорово – гулять самостоятельно!» 3) Едят ли Дятлы Червяков?» - спросил Червяк. И был таков. 4) Дождик тянется за Тучкой, шепчет Тучке на ходу: «Мама, скучно, мама, скучно! Мама! Можно я пойду?» 5) Немытая Свинка свернула с тропинки и к нам постучалась во двор. И хрюкнула жалостно: «Позвольте, пожалуйста, об ваш почесаться забор».

(Р. Муха)

II. Пунктуационное оформление диалога (сообщение по теме упр. 168, упр. 169).

Выслушивая сообщение по теме упр. 168 (индивидуальное домашнее задание), акцентируем внимание учащихся на том, что выразительное чтение фрагментов текста, которые содержат диалог, требует особого мастерства, так как содержат реплики персонажей, которые обладают разными характерами, разными голосовыми данными, испытывают в момент общения различные чувства.

В слабом классе прежде чем ребята приступят к выполнению упр. 169, ещё раз прокомментируем расстановку знаков препинания в диалоге, записанном на доске:

Сказала мама:

- Апельсин!

- Нет, абрикос! – воскликнул сын.

- Арбуз! – раздался папин бас.

А дочь вздохнула:

- Ананас!

(Б. Заходер)

Предложим учащимся при работе с упр. 169 выбрать для составления диалога одну из картинок. По истечении отведённого на эту работу времени выслушаем диалоги, отметим наиболее удачные и проведём взаимопроверку пунктуационного оформления диалогов.

Постараемся добиться, чтобы в объяснении (упр. 169) учащиеся указали, что диалоги состоялись в неофициальной, непринуждённой обстановке (в библиотеке, в классе на перемене, в коридоре); в беседе участвовали двое; цель диалога – непринуждённое общение.


III. Использование в диалоге этикетных формул (текст (с. 72), сообщение по теме упр. 170; упр. 172, 175).

Высказываясь по теме упр. 170 (индивидуальное домашнее задание), ребята отметят, что доброжелательный тон общение достигается прежде всего благодаря использованию формул речевого этикета.

Поясним ребятам при прочтении задания к упр. 172, что реплика может включать два элемента схемы: так, первая реплика будет включать формулу речевого этикета и вопрос, например:

- Доброе утро, сестрёнка. Ты будешь сегодня выступать на школьном концерте?

- Да, я расскажу смешное стихотворение.

- А гостей на концерт пустят?

- Твой пригласительный билет на столе. Приходи, будет интересно.

- Обязательно приду, спасибо за приглашение.

В слабом классе по усмотрению учителя можно предложить учащимся записать под диктовку приведённый выше диалог и соотнести со схемой диалога, данной в упр. 172.


IV. Тренировка орфографических умений (упр. 178).

Один из вариантов работы с орфографическим минимумом – поморфемная запись слов в сопровождении подробного объяснения написания морфем, в которых встретятся орфограммы. Наиболее сложные в орфографическом отношении слова (атмосферный, температура и т. п.) ребята многократно проговорят хором с разной интенсивностью произнесения.


Д. з.: 1) на выбор: упр. 171 или 173; 2) индив. зад. – упр. 174; 3) по желанию – упр. 177.


Минутки шутки

Предложим ребятам подумать, почему мог состояться такой странный диалог (см. второй этап урока – отрывок из стихотворения Б. Заходера). После того как шестиклассники выдвинут свои предположения, прочитаем им завершающие строфы стихотворения.

Арбуз.

Ананас.

Апельсин.

Абрикос.


А что же вкусней?

- Очень трудный вопрос.


На трудный вопрос

Есть лёгкий ответ:

- На вкус и цвет

Товарищей нет!

(Б. Заходер)






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.