Слитные, раздельные и дефисные написания - Русская орфография как система правил

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Слитные, раздельные и дефисные написания - Русская орфография как система правил

Цели урока: повторить и систематизировать правила слитного, раздельного и дефисного написания и отрабатывать умение использовать эти правила на письме.


I. Написание ь и ъ (повторение) (проверка домашнего задания, упр. 79).

Напомним учащимся слабого класса о необходимости использовать разделительный ь в формах косвенных падежей притяжательных прилагательных на -ий и объясним, почему такая необходимость существует. С этой целью сопоставим падежные формы прилагательных свежий (относит.) и медвежий (притяж.) и акцентируем внимание ребят на том, что -ий в первом случае является окончанием, а во втором – суффиксом, который сохраняется в формах косвенных падежей в усечённом виде, например, медвеж[йэва].

II. Слитное и раздельное написание не с частями речи (работа с заданием на с. 40, упр. 85, 86, 88).

В случае затруднения при выполнении упр. 86 предложим ученикам схему слов с приставкой не, близких по значению существительным путаница, ошибка: ¬¬∩^□ (недоразумение, неувязка (разг.)). Если шестиклассники после подсказки не справятся с заданием, дадим дополнительные сведения: однокоренным словом к первому является слово ум, ко второму - связывать.

Полезно будет также заострить внимание шестиклассников на существовании приставки недо- со значением неполноты, недостаточности по сравнению с какой-либо нормой: недосыпать, недоедать, недосмотреть, недопонимать, недосчитаться и др.

Прежде чем ребята составят диалог (задание к упр. 86), проведём совместную словарную работу по составлению ряда глаголов с не, которые могут быть использованы в работе:недоумевать, не знать, не понимать, не хотеть, не мог вспомнить и др.

Конкурс. По усмотрению учителя выполнение части второй упр. 88 можно организовать в виде конкурса на лучшее предложение.


Д. з.: упр. 89 (1, 2); по желанию – упр. 89 (3).

Резерв – упр. 87, 91.

Примечание. Обсуждение эпиграфа к разделу «Орфография» предлагалось провести на первом уроке изучения раздела (см. этап 1 урока 4 – выполнение упр. 15).