Правописание суффиксов - Русская орфография как система правил

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Правописание суффиксов - Русская орфография как система правил

Цели урока: повторить и систематизировать правила, связанные с написанием суффиксов существительных (-чик-/-щик-; -ик-/-ек-), прилагательных (-к-/-ск-) и глаголов (-ова-(-ева-), -ыва-(ива-), и потренировать учащихся в умении их использовать на письме.


I. Повторение и систематизация сведений о написании суффиксов (задание на с. 26).

Чтобы помочь учащимся вспомнить правила, регулирующие написание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, предложим рассмотреть записанные на доске примеры, и использовать их в ответе на вопрос (с. 26).

Орешек – орешка (род. п.); мячик – мячика (род. п.).

Летать – лётчик, собирать (не на д-т, з-с, ж) – сборщик.

Узкий – узок (кр. ф.), рыбацкий – рыбак, русский – Русь (не на к, ч, ц).

Чувствовать – чувствую (1 л. ед. ч.), впитывать – впитываю (1 л. ед. ч.).


II. Правописание суффиксов -ек-/-ик-, -чик-/-щик- существительных (упр. 50, 51).

Уже в процессе работы с упр. 50 напомним учащимся о необходимости различать суффиксы -чик-, -ик- с уменьшительно-ласкательным значением (рукавчик, лимочик), и -чик- со значением «лицо, человек определённой профессии» (погрузчик), а работа с упр. 51 (3) позволит закрепить представление о суффиксах-омонимах.

Думаем, выполнение упр. 51 (1) будет целесообразно организовать по вариантам.


III. Написание суффиксов -к- и -ск- прилагательных (упр. 53, 54).

В процессе анализа схемы рубрики «Знайте и применяйте!» (с. 28) попросим шестиклассников вспомнить и перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных и ответить на вопрос, прилагательные какого разряда могут иметь краткую форму. Подведём учащихся к выводу о том, что в качественных прилагательных мы пишем суффикс –к-, а в относительных – как суффикс –к-, так и –ск- в зависимости от согласного на конце производящей основы. Этот вывод ещё раз прозвучит в ответе на вопрос в задании 2 упр. 54.


IV. Правописание суффиксов –ыва-/-ива-, -ова-/-ева- глаголов несовершенного вида (зад. (с. 29), упр. 58).

Предложим учащимся после выполнения упр. 58 определить вид образованных глаголов и сделать вывод о том, глаголы какого вида образуются с помощью суффиксов –ыва-/-ива-, -ова-/-ева-.


Д. з.: 1) упр. 55, 57; 2) по желанию – упр 52.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.