Р.Р.8. Типы речи (повторение и углубление знаний). Сочетание в одном тексте разных типов речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Р.Р.8. Типы речи (повторение и углубление знаний). Сочетание в одном тексте разных типов речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Цели: повторить и углубить знания о типах речи; развивать умения работы с текстами с соединением разных типов речи; воспитывать интерес к этимологии слов, к истории жизни и творчеству великих людей.

Оборудование: на доске — образцы типов речи; таблица; распечатка названий художественных произведений на листках для «Кладовой подсказок».

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Проверка миниатюр

Учитель предлагает поработать над проектом сборника лингвистических рассказов.

2. Проверка домашнего задания для достаточного уровня

Игра «Назовите числительное»

Учащийся зачитывает название художественного произведения и автора, не называя числительное. Другие должны отгадать, какое числительное в этом произведении упоминалось.

КЛАДОВАЯ ПОДСКАЗОК

(Если учащиеся подготовили недостаточно материала)

• Крымско-татарская сказка «5 ягод винограда».

• Русская сатирическая сказка «3 калача и 1 баранка».

• Украинская сказка «2 товарища».

• Венгерская сказка «2 вола с горошину».

• Грузинская сказка «1 заработанный рубль».

• Ю. Олеша «3 поросенка».

• С. Маршак «12 месяцев».

• Братья Гримм «Белоснежка и 7 гномов».

• А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».

• Г. Х. Андерсен «5 из одного стручка».

• Л. Толстой «3 медведя».

• М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил».

• И. Ильф, Е. Петров «12 стульев».

• Р. Брэдбери «Все лето в 1 день».

• Джером К. Джером «3 в лодке, не считая собаки».


II. Актуализация опорных знаний

Физкультминутка для пальцев

Задание

Показать на пальцах ответ. Загибая пальцы, перечислить требуемые сведения.

— Сколько стилей речи вы знаете?

— Сколько типов речи вам известно?


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

1. Повторение

На доске — образцы типов речи без названия типа.

Задание

Определить, где какой тип речи. Доказать, опираясь на таблицу.


Типы речи


Повествование

Описание

Рассуждение

Обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем... и наконец: зачин, действие, концовка)

Изображаются предметы, люди, животные, природа и т. п.

Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.

Тезис.

Доказательства.

Вывод

Что произошло?

Как? Какой?

Почему?


1. Слова победа и убедить являются родственными. В обоих словах корень один и тот же — -бед-, тот же и в слове беда, которое в древнерусском языке, кроме современного значения имело, между прочим, также и значение «принуждение». Существительное победа представляет собой заимствованное из старославянского языка, производное от глагола побъдити — «преодолеть, разорить, потребовать», образованного с помощью приставки по- от бъдити — «убеждать», в свою очередь являющегося производным от существительного бъда (в значении «принуждение»).

Глагол убедить образован с помощью приставки у- от указанного выше глагола бъдити.

Таким образом, настоящая победа всегда связана с убеждением.

2. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло (А. С. Пушкин).

3. Между тем о красных не было слуху, и мальчуганам приходилось быть начеку.

И все же часто они пробирались к сараям и подолгу проводили время возле незнакомца.

Он охотно болтал с ними, рассказывал и шутил даже. Только иногда, особенно когда заходила речь о фронтах, глубокая складка залегала возле бровей, он замолкал и долго думал о чем-то.

— Ну что, мальчуганы, не слыхали, как там?

«Там» — это на фронте. Но слухи в деревне ходили смутные, разноречивые.

(А. Гайдар)

2. Слово учителя

— Редко, когда попадаются в художественных произведениях тексты одного типа речи. Чаще всего мы видим сочетание в одном тексте разных типов речи: в повествовательном тексте почти всегда встречаются описания или рассуждение; в текстах-описаниях могут быть элементы повествования или вкрапления рассуждений.


V. Закрепление материала

Задание

Определите, какие типы речи есть в данном тексте. Какой тип преобладает?

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как Леонардо да Винчи. Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Была подробнейшим образом изучена его жизнь.

И тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы. Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого странного скалистого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам искусствоведа Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса.

(По Н. Майсуряну)


VI. Итог урока


VII. Домашнее задание

Высокий уровень, достаточный уровень

Вырежьте из старых газет и журналов образцы разных типов речи; текста, сочетающего различные типы речи. Оформите вырезанное в виде книжечки.

Средний уровень

Выполните упражнение 368.