Деепричастие - МОРФОЛОГИЯ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. М. Разумовской - 2015 год

Деепричастие - МОРФОЛОГИЯ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

№ 38. Тема: Что такое деепричастие

Задание 1. Озаглавьте текст, запишите заголовок. Подчеркните в тексте деепричастия и слова, которые от них зависят.


Под звуки галопа Сергей разостлал на земле коврик, быстро скинул с ног парусиновые панталоны, сбросил с себя старую куртку и остался в стареньком нитяном трико. Взбегая на коврик, он на ходу приложил руки к губам, а потом широким театральным движением размахнул их в стороны, как бы посылая публике два стремительных поцелуя. Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки, извлекая из неё дребезжащий, кашляющий мотив.

Репертуар у Сергея был небольшой, но работал он хорошо. Он подкидывал вверх пустую пивную бутылку, так что она несколько раз перевёртывалась в воздухе, и вдруг, поймав её горлышком на край тарелки, несколько секунд держал её в равновесии. Молодой акробат жонглировал четырьмя костяными шариками, а также двумя свечками. Все они летали у него по воздуху, не прикасаясь к земле. Истощив весь запас своих “трюков”, Сергей опять бросил в публику два поцелуя и, тяжело дыша, подошёл к дедушке, чтобы заменить его у шарманки.

(По А Куприну)

Задание 2. Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу, определите вид, возвратность.








Задание 3. Заполните пустые строки в морфологическом разборе деепричастия из приведённого ниже предложения.

Поравнявшись со мною, прохожий приподнял шапку, поздоровался.

(Г. Скребицкий).

_________________ — деепричастие (особая форма _________________).

1. Образовано от глагола _________________ с помощью суффикса ____.

2. Постоянные морфологические признаки: _________ вид.

3. Непостоянные морфологические признаки: _________________.

4. Синтаксическая роль: относится к слову _________________; в предложении является _________________.

№ 39. Тема: Деепричастный оборот

Задание. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте деепричастные обороты.

1) Ёжик сначала лежал свернувшись в клубок а потом разв..рнулся и забегал по комнат.. 2) Как-то поздно вечером набегавшись по двору я сидел вместе с папой и мамой за столом. 3) Явившись утром и не н..йдя в кормушк.. еды белка ловко спрыгивала вниз и начинала бегать по снегу. 4) Белка села на задн..е лапки и взяв в передн..е кисточку сухой рябины начала ловко об..едать ягоды. Покончив с этой кистью зверёк схв..тил в зубы другую и в..прыгнув обратно на сук и..чез в густых ветках ел..

(Г. Скребицкий)

№ 40. Тема: Правописание нес деепричастиями

Задание. Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Почти бессознательно Сергей испустил пронзительный, долгий, отчаянный вопль и наугад (не) видя дороги (не) помня себя от испуга пустился бежать прочь от подвала. (Не) раздумывая подчиняясь одному чувству страха Сергей нагнувшись побежал вдоль стены. Он спотыкался о корни, падал разбивая себе в кровь руки но тотчас же вставал (не) замечая даже боли и опять бежал вперёд согнувшись почти вдвое (не) слыша своего крика.

(По А. Куприну)

№ 41. Тема: Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Задание. Определите и запишите вид деепричастия и глагольную основу, от которой оно образовано. Выделите суффиксы деепричастий.

Открывая —____________________________

Увлекаясь — ____________________________

Задержав — ____________________________

Облокотившись —________________________

№ 42. Тема: Употребление причастий и деепричастий в речи

Задание 1. Подберите к причастиям, употреблённым в переносном значении, синонимы.

Блестящий ответ —_______________________

Летящая походка — ______________________

Замкнутый юноша — _____________________

Рассеянный взгляд — ____________________

Открытый разговор —____________________

Задание 2. Подчеркните фразеологизмы, определите и запишите их значения.

Он работает как заведённая машина. — ________________­______________­____________________

У тебя всё на лбу написано. — ________________­______________­____________________

Весь день брат просидел сложа руки. — ________________­______________­____________________

Какой-то мальчишка мимо меня пробежал сломя голову. — ________________­______________­____________________

Не люблю людей, которые всё делают спустя рукава. — ________________­______________­____________________

Задание 3. Обведите в кружок номера предложений, в которых нет грамматических ошибок. Исправьте предложения, в которых допущены ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Запишите исправленный вариант.

1. Увидев старый бабушкин сад в запустении, у меня что-то оборвалось внутри. 2. Когда-то мы жили в доме на берегу реки, покосившемся от старости. 3. Собирая в лесу землянику, я так увлеклась, что не заметила, как заблудилась. 4. Отправляясь в поход, возьмите с собой фонарь, соль и спички. 5. Выполняя упражнение по новой теме, сначала вам необходимо внимательно прочитать правило. 6. На столе лежали стопки книг и газет, покрытом скатертью с бахромой. 7. Усевшись на диване поудобнее, мы с нетерпением стали ожидать начала телепередачи. 8. На ёлке висели золотые, сверкающие шары, стоявшей посередине комнаты. 9. Работая с острыми предметами, можно повредить руки. 10. Работая с острыми предметами, у меня была повреждена рука. 11. Работая с острыми предметами, всем необходимо соблюдать технику безопасности.









№ 43. Тема: Произношение причастий и деепричастий

Задание 1. Расставьте ударение в причастиях. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

Давящий, дарящий, кровоточащий, кружащийся, молящийся, наживший, нажитый, нанятый, начавший, начатый, ополоснутый, согнутый, умерший.

Задание 2. Расставьте ударение в кратких страдательных причастиях прошедшего времени. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

Занят, занята, занято, заняты; начат, начата, начато, начаты; принят, принята, принято, приняты; прожит, прожита, прожито, прожиты.

Задание 3. Расставьте ударение в деепричастиях. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

Балуя, избаловав, начав, прибыв, принудив, приняв, углубив, ходатайствуя, черпая.

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации

Задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

Текст № 1.

Морское свечение

Море г..рело. Его дно будто состояло из хрусталя освещ..(н, нн)ого снизу лу(н, нн)ым огнём.

Свет разл..вался до г..ризонта, небо св..ркало как бы затянутое серебря(н, нн)ым туманом. После (не) долгой темноты море опять пр..вращалось в (не) знакомое звёздное небо броше(н, нн)ое к нашим ногам. Мириады звёзд сотни млечных путей плавали под водой. Они то погружались потухая на самое дно, то ра(з, с)г..рались в(з, с)плывая на поверхность воды. Глаз различал два света: (не) подвижный, качавшийся в воде, и другой свет расе..кающий воду ф..олетовыми в(з, с)пышками. Камни и жестянки валявшиеся под водой покрылись тонкой огне(н, нн)ой росой.

Мы пр..сутствовали при одном из самых величестве(н, нн)ых явлений в мире. До рассвета мы просидели на застеклё(н, нн)ой те(р, рр)асе и говорили о разных морских чудесах.

(По К. Паустовскому)

Текст № 2.

На реке Пре

Я много видел (живо) писных и глухих мест в России но вряд ли увижу реку, более девстве(н, нн)ую и таинстве(н, нн)ую, чем Пра.

Сосновые леса на её берегах перемешивались с вековыми дубовыми рощами с зар..слями ивы ольхи и осины. К..рабельные сосны повал..(н, нн)ые ветром лежали как медные литые мосты над её прозрачн..ю водою.

Перемытые речной водой и переве..(н, нн)ые ветром песча(н, нн)ые косы пор..сли (мать) (и) мачехой и цветами. Река шла пр..чудливыми и(з,с)гибами. Над водой бе(з, с)пр..рывно летали св..ркающие стрекозы.

Ми(л, лл)ионы листьев стеблей веток и венч..ков пр..граждали дорогу на каждом шагу и мы т..рялись перед этим натиском р..стительности.

Иногда ветер пробегал по реке из лесистых пространств, где г..рело в осе(н, нн)ем небе со(?)нце. Сер(?)це зам..рало от мысли, что почти на двести ки(л, лл)ометров только лес.

Но удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была совершенная чистота. Эта чистота пр..давала блеск всему, что было окруже(н, нн)о этим воздухом. Каждая сухая ветка была видна очень далеко. Она была как бы выкова(н, нн)а из заржавле(н, нн)ого железа.

Потоки света то меркли то ра(з, с)г..рались и пр..вращали зар..сли в живой, шевелящийся мир листвы.

Лесные запахи набегали волнами. В них смешивалось всё дыхание мо(ж, жж)евельника воды аромат брусники грибов кувш..нок. Казалось даже, что эти запахи приносит ветер добежавший сюда от берегов тёплых морей.

Состояние нспыта(н, нн)ое нами на Пре можно назвать чу(?)ством пр..клонения перед (не) поддающейся никаким оп..саниям прелестью родной стороны.

(По К. Паустовскому)

Текст № 3.

Песчаный берег

Шляпа, полная ветра, к..л..тилась за спиной. Матро(с, сс)кий воротник развевался. В чулки вп..вались колюч(?)ки... И мальчик делая страшные прыжки по громадным ступеням естестве(н, нн)ой лестниц.. вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, ещё (не) обогретый солнцем песок берега. Песок этот был уд..вительной б..лизны и тонкости. Вя(з, с)кий и глубокий, сплошь истыка(н, нн)ый ямками вчерашних следов, оплывших и бе(з, с)форме(н, нн)ых, он напоминал манную крупу самого первого сорта.

Он полого, почти незаметно сходил в воду. И крайняя его полоса ежеминутно покрыва..мая широк..ми языками (бело) снежной пены была сырой, лиловой, гла(д, т)кой, твёрдой и лёгкой для ходьбы.

(По В. Катаеву)

№ 44. Тема: Типы речи. Описание места

Задание 1. Прочитайте текст.

Дорожки сада были усыпаны ровным крупным гравием, хрустевшим под ногами, а с боков обставлены большими розовыми раковинами. На клумбах, над пёстрым ковром из разноцветных трав, возвышались диковинные яркие цветы, от которых сладко благоухал воздух. В водоёмах журчала и плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения, а перед домом, на мраморных столбах, стояли два блестящих зеркальных шара.

(А. Куприн)

Задание 2. Подчеркните красным цветом слова (словоформы), называющие пространственные объекты, которые описываются в тексте. Подчеркните зелёным цветом слова, называющие предметы, характеризующие пространственные объекты и в них находящиеся. Определите, какая “цветовая” группа подчёркнутых слов является “данным”, а какая — “новым”. Ответьте письменно.


Задание 3. Письменно ответьте на вопросы.

Какой тип речи использован в тексте?


Какой стиль речи использован в тексте?


По какой схеме “данного” и “нового” строятся предложения текста?