Причастие - МОРФОЛОГИЯ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. М. Разумовской - 2015 год

Причастие - МОРФОЛОГИЯ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

№ 31. Тема: Что такое причастие

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.

Широкое поле посп..вающей ржи бесновалось справа и слева... Молодые, упругие стебли не хотели ни пр..падать к земле, ни лома(т, ть)ся на самой середине. Но иногда ветер бил в них сверху и раз..ед..нял разв..вал, образуя зав..хряющиеся воронки. Туча, плывущая над рож..ю, бесновалась ничуть не меньше. Она к..пела ч..рными клубами и клоч..ями как вода в огромном котле. Потом вдруг ч..рное брюхо тучи лопнуло и обнажилось (иссиня) белёсое, дохнувшее холодом нутро. В тот же миг две крупные градины упали на дорогу а третья больно стр..льнула в плечо.

Дмитрий, закрыв руками темя, добежал до копны (прошло) годней соломы и зарылся в её сладк..ватую, пахнущую прелью середину.

То, что увидел Дмитрий, выбравшись из соломы, как бы даже осл..пило его. Никакой ржи вокруг ни справа, ни слева от дороги не было. Обильно перемеш..нная с избитой, измочал..нной соломой, обнажившаяся и замокшая, лежала земля. В к..леях дороги голубел не успевший ра..стаять, хранящий о..блески грозовой тучи град. То, что наделал град, было безобразно. Дождь хл..стал с нар..ставш..й силой ра..мывал верхний слой земли обн..жал вбитые в землю переломанные стебли и к..лосья.

(По В. Солоухину)

Задание 2. В тексте из предыдущего задания подчеркните волнистой чертой причастия.

Задание 3. Выберите из текста два любых причастия. Над одним надпишите признаки глагола (вид, время, возвратность); над другим — признаки прилагательного (число, род, падеж).

№ 32. Тема: Причастный оборот

Задание. Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически выделите определяемое слово и причастный оборот.

1) Для внимательного охотника умеющего хорошо видеть и слышать особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. 2) Далеко видны в темноте окна лесного нашего домика, освещённые возле крыльца кусты сирени. 3) Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев покрытых потрескавшейся толстой корою. 4) На маленьких и больших лесных озёрах я не раз любовался гнездившимися там лебедями. 5) Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы окружавшие наш деревенский сад. 6) Множеством блёстков сверкает растянутая в лесу паутина.

(И. Соколов-Микитов)

№ 33. Тема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

Задание 1. Выпишите из текста (из проверочной работы № 31) причастия, распределяя их по следующим группам: 1) действительные причастия настоящего времени; 2) действительные причастия прошедшего времени; 3) страдательные причастия настоящего времени; 4) страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.

Задание 2. Какая группа причастий в предыдущем задании оказалась незаполненной? Напишите 2—3 своих примера причастий этой группы. Выделите суффиксы причастий.

Задание 3. Определите, от какой глагольной основы образованы причастия.

Порхающий —__________________________ ;

Утеплившийся —________________________ ;

Критикуемый —________________________ ;

Достигнутый — _________________________ ;

Укрупнённый —_________________________ .

№ 34. Тема: Полные и краткие причастия

Задание 1. Какие из выделенных слов являются краткими причастиями? Подчеркните краткие причастия как члены предложения.

1) Чист и прозрачен воздух. 2) Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи! 3) У небольшого источника, возле которого был построен шалаш, качались высокие стройные деревья. 3) Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. 4) Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. 5) Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек. 6) Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. 7) Чуть-чуть дрожит её [собаки] хвост, приподнята передняя лапа, вытянута шея с красивой ушастой головою.

(И. Соколов-Микитов)

Задание 2. В предложениях из предыдущего задания над полными и краткими причастиями надпишите их непостоянные признаки.

Задание 3. Заполните пустые строки в морфологическом разборе причастия из приведённого ниже предложения. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц.

(Г. Скребицкий)

___________________ — причастие (особая форма ___________________).

1. Начальная форма — ___________________.

2. Образовано от глагола ___________________ с помощью суффикса ____.

3. Постоянные морфологические признаки: ___________________, ___________________, __________ вид, ___________ время.

4. Непостоянные морфологические признаки: ___________________ форма, ________________ число, ________ род, _________ падеж.

5. Синтаксическая роль: относится к словоформе ___________________; в предложении является ___________________.

№ 35. Тема: Буквы н и нн в причастиях

Задание 1. Раскройте скобки. Подчеркните причастия как члены предложения.

1) Алым золотом отсвечивают мачты, блестит краше(н, нн)ый борт корабля. 2) Высокие каме(н, нн)ые громады городских домов закрывают горизонт. 3) На опушках леса, над озарё(н, нн)ой водою громко поют соловьи. 4) Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ра(н, нн)ей утре(н, нн)ей зарёю. 5) В студё(н, нн)ые зимние дни тетерева, падая с берёз, зарываются в снег, в глубокие лунки. 6) Под напором жизне(н, нн)ых соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок. 7) В самый торжестве(н, нн)ый час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. 8) Едешь, бывало, в санях по зимней снежной дороге в холодную ветре(н, нн)ую ночь, услышишь шелест мёртвой дубовой листвы. 9) Я очень люблю письме(н, нн)ый стол, сдела(н, нн)ый руками дядюшки, и не расстаюсь с ним со времени счастливого детства. 10) Учё(н, нн)ые лесоводы утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет.

(И. Соколов-Микитов)

№ 36. Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями

Задание. Раскройте скобки.

1) Ещё лежит на полях и в лесах (не) тронутый снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники русской весны. (И. Соколов-Микитов) 2) И вот вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берегам тёплых, (не) замерзающих морей. (Г. Скребицкий) 3) По сторонам толпились молодые берёзки, белые, с редкой позолотой ещё (не) облетевшей листвы. (Г. Скребицкий) 4) Нигде я не видел таких огромных, никем (не) тронутых муравейников, как в лесу у Петра Захаровича. (Г. Скребицкий) 5) Тем временем отец и Павлик, очевидно и (не) подозревавшие об опасности, занялись дыней. (В. Катаев) 6) Старший помощник и другой матрос продавали билеты. С разноцветными рулонами и зелёной проволочной кассой они обходили пассажиров, (не) успевших купить билеты на пристани. (В. Катаев)

№ 37. Тема: Типы речи. Повествование

Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок.


— Сегодня мы все вместе рыбу ловить поедем, — весело сказала мама. — Погода чудесная!

Я поскорее позавтракал, захватил свои удочки, ведёрко и выбежал во двор. У крыльца уже стояла запряжённая лошадь. Вскоре вышли и папа с мамой. Мы все уселись и тронулись в путь.

Мы проехали берёзовый лесок и выехали прямо к речке. На самом берегу её находилась водяная мельница. Мы оставили во дворе на мельнице лошадь, взяли из повозки удочки, ведёрки для рыбы и пошли удить.

Мы с папой размотали и закинули удочки.

Но вот поплавок моей удочки будто ожил. Он слегка шевельнулся, пуская вокруг себя по воде круги; шевельнулся ещё и ещё раз, потом стал медленно погружаться в воду.

— Клюёт! Тащи! — взволнованно шепнул папа.

Я потащил. Ух, как тяжело! Удилище согнулось в дугу, а леска, натянувшись как струна, так и резала воду.

Сильная рыба, туго натянув леску, бросалась то в одну, то в другую сторону. Я никак не мог подтащить её к берегу. Наконец рыба показалась из глубины.

Я изо всех сил рванул удилище — раздался лёгкий треск, и в руках у меня остался обломанный конец. Другой конец вместе с поплавком и леской быстро понёсся по воде прочь от берега.

Тут мы все трое — папа, мама и я — со всех ног бросились через плотину на другой конец омута к кустам. На воде возле них слегка покачивается сломанный конец удочки. И поплавок тоже спокойно покачивается на воде.

Папа крадучись подошёл к берегу, вошёл по колено в воду и протянул руку к удилищу... и вдруг оно подпрыгнуло, как живое, и бросилось прочь. Папа за ним бултых прямо в воду. Весь мокрый выскочил на берег.

О радость, о счастье! В руках у него была обломанная удочка. Она сгибалась в дугу, и леска опять, как тугая струна, так и резала воду.

Напуганная рыба тянула вглубь и никак не шла к берегу. Но папа и не пытался пересилить её. Он то отпускал леску, то вновь слегка подтягивал. Папа старался утомить рыбу. А мы с мамой, затаив дыхание, следили за этой борьбой.

Наконец утомлённая рыба показалась на поверхности и даже немного повернулась на бок, блестя серебряной чешуёй.

Тогда папа осторожно передал мне обломок удилища:

— Тащи, только потихоньку, не торопись.

Я схватил в руки удочку и, забыв всё на свете, изо всех сил потащил на берег. Рыба тяжело шлепнулась в траву и забилась, запрыгала в ней.

Мы подбежала к добыче.

— Ну, поздравляю тебя: теперь ты — настоящий рыболов! — радостно говорила мама.

(По Г. Скребицкому)

Задание 2. Составьте план текста. Запишите название пунктов плана в соответствии со структурой рассказа. Проставьте нумерацию пунктов в тексте.

Вступление. ____________________________

Завязка. ______________­_________________

Развитие действия. _____________________

Кульминация. __________________________

Развязка. ______________­_______________

Заключение. ___________________________

Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Письменно ответьте на вопросы, данные после текста.

Сначала отб..рают только что собра(н, нн)ые огурцы (не)болыних размеров, ц..линдрической формы. Затем промывают их в холодной воде и замачивают на 4-6 часов, а после замочки ещё раз промывают. Укладывают огурцы в банки. Предварительно на дно кладут спец..и и пряности. В качестве зелен.. можно пол..жить любисток, эстрагон, которые пр..дают огурцам пр..ятный пря(н, нн)ый аромат. Наполне(н, нн)ые банки заливают кипящим раствором соли. Наливать кипящий раствор нужно осторожно. После заливки банки следует накрыть прокипячё(н, нн)ыми крышками, закатать и поставить в холодное место. Ни в коем случае нельзя замораживать огурцы.

Каков тип речи текста?


Каков стиль речи текста?


Выпишите из текста слова, указывающие на последовательность событий.


Какая форма глагола характерна для данного типа и стиля речи?


Например, ________________­______________­____________________.