Понятие о морфеме. Изменение и образование слов - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Понятие о морфеме. Изменение и образование слов - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о морфеме как наименьшей значимой части слова; показать значение морфем в образовании слов; учить различать формы слова и однокоренные слова; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями; развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Выполнение тестовых заданий по теме “Лексика”, составленных учениками.

III. Самоопределение к деятельности

Мы закончили изучение темы “Лексика”. Вы знаете, что лексикология изучает слова, выясняет их значение. Каждое слово состоит из частей. Как вы считаете, значит ли что-то каждая часть слова или значимо только целое слово?

(Обсуждение.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

— Понятно, что корень слова имеет определенное значение, некоторые слова состоят из одного только корня. Приведите примеры таких слов. (Отец, мать, сын, дочь, стол, соль, хлеб и т. д.)

Возьмем любое из этих слов, например сын. Прибавим к нему суффикс -ok-: сынок. Образовалось новое слово с несколько другим лексическим значением — ласкательным. Это значение придал слову суффикс. Выходит, суффикс — тоже значимая часть слова.

Прибавим уменьшительно-ласкательный суффикс к другому слову — стол: столик (суффикс -ик-). И это слово приобрело новое лексическое значение: “маленький стол”.

Усложним задачу, к слову стол добавим приставку и суффикс: настольная (книга, лампа).

— Какое значение имеет приставка на-? (Примерный ответ. Она участвует в образовании нового слова, означает нахождение предмета поверх чего-то, на чем-то.)

— Какое значение имеет суффикс -н-? (Примерный ответ. Это суффикс прилагательного, вместе с приставкой он участвует в образовании нового слова, имеет значение признака, относящегося к корню -стол-.)

Получается, что новое слово (настольный) обогатилось по сравнению со словом-корнем двумя дополнительными значениями и означает “находящийся на столе”. Это его новое лексическое значение.

— А имеет ли какое-то значение окончание? Сравним: стола, столу, столом, столе, столы и т. д. (Примерный ответ. Окончание может означать, в каком падеже употреблено слово, может означать число — единственное или множественное.)

— Образует ли окончание новые слова? (Примерный ответ. Нет, оно образует формы одного и того же слова, при этом лексическое значение слова не меняется.)

— Есть ли окончание у слова стол? (Да, нулевое окончание.) Итак, мы выяснили, что все части слова имеют определенное значение. Приставка, корень и суффикс служат для образования новых слов, а окончание — только для изменения форм одного и того же слова.

Части слов: приставка, корень, суффикс, окончание — называются морфемами.

2. Чтение диалога и теоретического материала учебника (часть 2, § 70—71, с. 4).

3. Самостоятельные наблюдения (§ 70—71, с. 5) и обсуждение.

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 376 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).

Дополнительные вопросы

— Как легко и правильно выделить морфемы в словах? (Примерный ответ. Надо подобрать однокоренные слова с другими морфемами или с другим составом морфем: уборка — прибрать, хлебный — хлеб и т. д.)

— Подберите к каждому данному в упражнении слову слова с такими же морфемами (кроме корня). (Уборка — уносить — сборка и т. д.)

2. Упр. 377 — комментированное письмо.

VI. Подведение итогов

— Что называется морфемой?

— Все ли морфемы имеют значение?

— Для чего служит каждая из морфем?

Домашнее задание

1. § 70—71.

2. Упр. 378.

3. Рабочая тетрадь: задание 95 (с. 51).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.