Развитие речи. Изложение - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Изложение - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развивать навыки составления плана текста, устного и письменного изложения текста; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему текста; выделять главную мысль текста, микротемы; составлять план; строить речевые высказывания; подробно излагать текст с изменением лица рассказчика; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 372 — взаимопроверка.

2. Задания из рабочей тетради.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Изложение — знакомый для вас вид работы. Вы уже писали сжатые и развернутые изложения повествовательного характера, составляли план. Трудность изложения текста К.Г. Паустовского “Первый снег” в том, что излагать его надо будет подробно, от третьего лица.

Примечание. В слабых классах можно писать изложение от первого лица.

2. Упр. 375 — выразительное чтение текста.

3. Обсуждение вопросов к тексту.

Комментарий

Слова, употребленные в переносном значении: умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад; одинокая луна; земля была нарядная (олицетворения); стеклянный дождь (метафора).

Употребление слов в переносном значении (олицетворений, метафор) — признак художественного стиля.

— Какие еще выразительно-изобразительные средства языка вы заметили в тексте? (Примерный ответ. Эпитеты: странное ощущение, необыкновенная тишина, мертвая тишина, безмолвно, на головокружительной высоте, одинокая луна, застенчивая невеста. Сравнения: снег все сыпался, как стеклянный дождь; земля... похожая на застенчивую невесту.)

— Какую роль играют в тексте повторы: умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад? (Эти повторы подчеркивают внезапно наступившую мертвую тишину.)

— К какому типу речи относится текст? (Повествование и описание.)

— Какие картины возникают перед вами во время чтения текста?

— Какую музыку вы бы выбрали, если бы вам пришлось экранизировать этот текст? А может, музыка будет лишней?

4. Обсуждение плана.

План

1) “Странное ощущение” (“Необыкновенная тишина”, “Мертвая тишина”).

2) “Все было снежно и безмолвно” (“А снег все сыпался”),

3) “Первый снег очень к лицу земле”.

4) “Земля была нарядная”.

5. Устное изложение по плану.

6. Написание изложения.

Домашнее задание

1. § 64—69.

2. Контрольные вопросы и задания (с. 167).

3. Упр. 374 — подготовка сообщений о словарях (работа по группам: 1 — словари омонимов; 2— словари синонимов; 3 — словари антонимов).

4. Рабочая тетрадь: задания 89, 92, 94 (с. 49-51).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.