Синонимы - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Синонимы - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цель: дать понятие о синонимах; учить различать лексические оттенки синонимов; показать стилевую неоднородность синонимов, употребление синонимов в речи; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить синонимы и пользоваться ими в речи, в тексте; пользоваться словарем синонимов; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Чтение предложений с омонимами.

2) Сообщения о словах-омоформах и словах-омофонах.

3) Задание из рабочей тетради.

2. Лингвистическая разминка.

На доске записаны слова: горный, горестный, горка, пригорок, горевать, пригорюниться.

— Являются ли все эти слова однокоренными?

— Запишите эти слова в два столбика по значению корней.

— Как бы вы назвали одинаковые по написанию, но разные по значению корни? Как называются слова с такими корнями? (Омонимичные корни. Слова с омонимичными корнями.)

III. Работа по теме урока

Сегодня мы познакомимся с еще одним греческим словом, еще одним лингвистическим термином, еще одним понятием. Это слово синоним. Значение второй части слова вам хорошо известно (онима — имя), первая часть происходит от слова syn — вместе.

Синонимами называются слова, разные по написанию и произношению, но сходные по значению. Иногда значения слов-синонимов полностью совпадают: бегемот - гиппопотам, календула — ноготки (эти слова нам уже встречались). Но чаще слова-синонимы немного, а иногда и сильно отличаются друг от друга оттенками лексического значения. От этого зависит употребление слов-синонимов в речи.

— Прочитайте теоретический материал учебника (§ 68, с. 161-162).

— Интересно, всегда ли можно заменить какое-либо слово синонимом? (Обсуждение.)

Некоторые синонимы легко заменить. Можно сказать прохладный день и нежаркий день; толстая книга и объемистая книга; ругать неряху и бранить неряху. Эти синонимы можно представить в одном тексте, они различаются непринципиально.

Возьмем, например, неполный ряд синонимов лицо — лик — рожа.

— Как вы думаете, какое из этих слов имеет больше всего лексических сочетаний, какое из них нейтрально, т. е. может употребляться в любом стиле речи?

Конечно, это слово лицо.

— Какие, по-вашему, из этих слов имеют эмоциональную окраску, особую выразительность? (Примерный ответ. Лик, рожа. Эти два слова даже поставить рядом нельзя, хотя они являются синонимами. Невозможно представить их в одном тексте. Разве что они могут быть противопоставлены.)

— В каком стиле речи можно встретить слово лик! Какой лексический оттенок имеет это слово? Составьте с ним словосочетания. (Примерный ответ. В художественном стиле. Это слово имеет торжественный оттенок, употребляется, например, в словосочетаниях иконописный лик, лики святых, светлый лик.)

— Для какого стиля речи допустимо слово рожа? Какой лексический оттенок имеет это слово? (Для разговорного. Слово относится к разряду сниженной, бранной лексики.)

Заметим, что словосочетаний с этим словом не так много: страшная рожа, бандитская рожа, корчить рожи и т. д. Попробуем заменить это выразительное слово, например, в последнем словосочетании нейтральным словом лицо: корчить лица. Выражение теряет смысл.

Вывод. Синонимы имеют богатые лексические оттенки, могут обладать эмоциональной окраской, в зависимости от этого употребляются в разных стилях речи, иначе говоря, обладают стилевой неоднородностью.

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 359 — выполнение задания (устно).

2. Упр. 360 — комментированное письмо, составление предложений.

3. Упр. 361, 362 — самостоятельная работа с последующей проверкой.

4. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 163 (громадный, огромный), в тетрадь-словарик; составьте словосочетания с этими словами.

V. Подведение итогов

— Какие слова называют синонимами?

— Как вы понимаете словосочетание “оттенки лексического значения”?

Домашнее задание

1. § 68.

2. Упр. 363.

3. Рабочая тетрадь: задания 90—91 (с. 49).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.