Фонетический разбор слова - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Фонетический разбор слова - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цель: развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические навыки, навыки работы с тестами, мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; понимать связь фонетики и орфографии; соблюдать языковые нормы; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Тестовые задания.

1. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.

1) торты;

2) досуг;

3) магазин;

4) километр.

2. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) свекла;

2) квартал;

3) начать;

4) столяр.

3. Отметьте слово, в котором выделен согласный мягкий звук.

1) кашНе;

2) парТер;

3) библиоТека;

4) каФе.

4. В каком слове произносится [д]?

1) деталь;

2) модель;

3) падеж;

4) академия.

5. Укажите слово, в котором нет мягких согласных звуков.

1) свитер;

2) яма;

3) антенна;

4) плащ.

2. Проверка домашнего задания.

1) Рассказ о двойной роли букв е, ё, ю, я.

2) Упр. 319 — самопроверка по таблице на доске.

Пронзноснте [шн] и [шт]

Правильно ставьте ударение

Произносите перед е мягкий согласный

Произносите перед е твердый согласный

конечно

скучно

скворечница

прачечная

что

что-то

скучный

алфавит

документ

досуг

километр

столяр

портфель

фанера

рельс

тема

текст

академик

кашне

теннис

модель

ателье

шоссе

фонетика

модельный

3) Задания из рабочей тетради.

III. Работа по теме урока

1. Порядок фонетического разбора.

Примечание

Порядок фонетического разбора знаком ученикам. Уточним лишь деление согласных (сонорные входят в число звонких звуков, но все же правильнее при разборе называть их сонорными) и познакомимся с материалом § 63 (с. 146), потренируемся в устном и письменном разборе.

2. Практическая работа.

Упр. 320 — фонетический разбор слов: грозу и гром — устно, остальные — письменно (на доске и в тетрадях).

Дополнительный вопрос

Как создается образ весенней грозы? (Создать образ грозы помогает звукопись (аллитерации на “р”) в словах грозу, первый, гром, резвяся, играя, грохочет).

IV. Занимательная лингвистика

Запишите загадку-шутку и отгадайте ее.

Я — в озерах и прудах, а в воде меня нет. Я — в арбузах и огурцах, а в тыкве меня нет.

(Звук [р].)

V. Подведение итогов

— Как связаны фонетика и орфография?

— Какое значение имеет знание фонетики при чтении художественных текстов?

Домашнее задание

1. § 50—63 (подготовиться к контрольной работе).

2. Контрольные вопросы и задания (с. 147).

3. Упр. 321.

4. Упр. 322 - подготовка к диктанту.

5. Рабочая тетрадь: задания 75—77 (с. 42-43).