Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: углубить знания о случаях употребления мягкого знака, показать его смыслоразличительную роль; развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать смыслоразличительную роль мягкого знака; применять правила употребления мягкого знака; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чтение и анализ сочинений - описаний предмета

III. Актуализация знаний

— Всегда ли для обозначения мягкости согласных употребляется мягкий знак? (Нет.)

— Всегда ли мягкий знак делает согласный мягким? Бывает ли мягкий знак лишним, избыточным? Для чего в таком случае он нужен? (Примерный ответ. Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в существительных, обозначает принадлежность существительного к 3-му склонению: тушь, ложь, ветошь. При этом конечные шипящие звуки [ш] остаются твердыми.

Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в глаголах, обозначает принадлежность глагола ко 2-мулицу ед. ч. наст, вр.: едешь, купишь, смотришь. При этом [ш] остается твердым.

Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в глаголах, обозначает начальную форму глагола: беречь, стеречь, лечь. В этом случае он избыточен - [ч’] всегда мягкий.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Какие способы существуют для обозначения мягкости согласных? Приведите примеры. (Примерный ответ. Согласный становится мягким, если после него стоят гласные е, ё, и, ю, я: мел, мёд, пила, люк, пяльцы; если после него стоит мягкий согласный: гонщик, ластик, звонче.)

V. Работа по теме урока

1. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретического материала учебника (§ 60, с. 138— 139).

2. Задание. Запишите под диктовку пары слов (без мягкого знака и с мягким знаком), рядом запишите звуки, которыми слова отличаются.

Мел — мель [л], [л’];

сел — сель [л], [л’];

том — Томь (река) [м], [м’];

полка — полька [л], [л’];

галка — галька [л], [л’];

размят - размять [т], [т’];

надет — надеть [т], [т!].

3. Беседа.

— Чем отличаются друг от друга слова, которые мы только что записали?

— Какой вывод о роли мягкого знака можно сделать?

Слова различаются всего одним звуком, точнее, качеством звука, а смысл слов меняется. Мягкость согласных обозначена мягким знаком. Значит, мягкий знак играет в слове смыслоразличительную роль.

Повторяя изученное о роли мягкого знака, мы вспомнили, что на конце слова после шипящих мягкий знак иногда нужен лишь для обозначения формы слова, его грамматических характеристик. А если мягкие шипящие щ, ч стоят в середине слова рядом с другими согласными? Мягкий знак в этом случае не пишется.

4. Чтение правил — орфограмм № 2 и 9 (§ 60, с. 140).

VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 303 — отработка правильного произношения, выполнение задания (письменно).

Комментарий

После выполнения упражнения можно проверить его, открыв написанную на доске таблицу.

Чк

Чн

Чт

Щн

Без очков

Срочно

Прочти

Овощного

О внучке

Уточним

Почтовый

Мощному

В строчке

Солнечным

Мечтать

В изящном

В кавычках

В ночную

У мачты


2. Упр. 304 — комментированное письмо.

3. Упр. 305 — выполнение задания, комментированное письмо.

Комментарий

Имена существительные в форме П. п. ед. ч.: (о) госте, мысли, вести, скорости, крепости, гвозде, лентяе, болезни, песне, ветви. Обратим внимание, что эта же форма слова песня — песне.

Глаголы в форме 1-го лица мн. ч.: чистим, поместим, грустим, простим. Не надо путать формы глаголов совершенного и несовершенного вида. В упражнении даны глаголы совершенного вида — поместить, простить, поэтому и формы образуются совершенного вида. Видовые пары этих глаголов — помещать, прощать.

4. Упр. 306 — самостоятельная работа.

5. Словарная работа.

1) Запишите слова, помещенные в рамке на с. 139 (каменщик, барабанщик, закончить, помощник, лучше), в тетрадь-словарик, а также свои примеры (вечный, ворчать, фонарщик и т. д.).

2) Запишите слова, помешенные в рамке на с. 140 (тоньше, меньше, раньше, возьмем, письменный), в тетрадь-словарик. Составьте предложение, в которое бы входили 2—3 этих слова.

6. Орфоэпическая работа.

Упр. 308 — чтение вслух слов, помещенных в рамке на с. 141, отработка правильного произношения.

VII. Подведение итогов

Упр. 309 — выразительное чтение, ответ на вопрос о “хитрости” мягкого знака с использованием изученных орфограмм.

Домашнее задание

1. § 60.

2. Упр. 307.

3. Рабочая тетрадь: задание 68 (с. 39-40).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.