Графика. Алфавит - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Графика. Алфавит - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о графике и предмете ее изучения; кратко познакомить с историей графики; показать значение знания алфавита в повседневной жизни; развивать навыки пользования алфавитом, навык работы в парах, в группе; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать значение алфавита; научатся правильно произносить буквы и звуки; понимать роль графики, правильного начертания букв.

Примечание. Как показывает практика, многие нетвердо знают алфавит и поэтому испытывают затруднения в случаях, когда необходимо хорошо в нем ориентироваться. Важно добиться отличного знания алфавита от всех учеников. Можно устроить взаимопроверку, чтобы ответил каждый ученик.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 286 — выразительное чтение стихотворения, выяснение роли художественных средств.

2) Задание из рабочей тетради.

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Запишите предложения под диктовку, подчеркните глухие (вариант I) и звонкие (вариант II) согласные звуки.

1) Снег глубок — год хорош. (Ответ. Глухие: с, г [к], к, д [т], х, ш; звонкие: н, г, л, б, г, р.)

2) Прилет грачей - признак начала весны. (Ответ. Глухие: п, т, ч, п, к, ч, с; звонкие: р, л, г, р, й, р, з, н, н, л, в, н.)

3) Вся комната янтарным блеском озарена. (Ответ. Глухие: в [ф], с, к, т, т, с, к; звонкие: м, н, буква я обозначает звуки [й], [а], н, р, н, м, б, л, м, з, р, н.)

Примечание

Это задание довольно трудное. В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Главное при выполнении этого задания — забыть о правописании и слушать, как звучит слово в живой речи. На стыке слов Снег глубок при быстром произнесении слышится длинный звук [г], если же произносить эти слова с паузой, то конечный звук в слове слег оглушается: [к].

После выполнения задания необходимо разобрать его на доске.

III. Работа по теме “Графика”

1. Беседа.

Тема нашего урока — графика и алфавит. Эта, казалось бы, легкая тема содержит много лингвистических загадок.

Слово графика пришло из греческого языка: grafo — пишу, черчу, рисую. Уточним значение слова с помощью словарей.

Графика — раздел языкознания, исследующий и описывающий соотношение между знаками письма и звуками речи. Слово “графика” имеет еще другое значение: вид изобразительного искусства, использующий в качестве изобразительных средств линии, точки, штрихи, пятна в контрасте с белой, черной или цветной поверхностью. Произведения этого искусства — рисунки и печатные изображения: гравюры, литографии.

Нас сейчас интересует слово “графика” как раздел языкознания.

Графика — это и средства начертания букв, с помощью которых устная речь передается на письме. Важно соблюдать принятые начертания букв, вырабатывать разборчивый почерк.

2. Чтение теоретических сведений (§ 57, с. 131).

3. Упр. 287 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.

Звук [ш] повторяется 21 раз, если считать, что слово дождь произносится так: [до́шть] (можно произносить по-другому: [до́щ]). Этот звук передает тихие, шуршащие, шелестящие звуки природы.

4. Упр. 289 — выполнение задания (устно).

5. Самостоятельные наблюдения (с. 132).

IV. Работа по теме “Алфавит”

1. Обсуждение вопросов.

— Что такое алфавит? (Расположение букв в определенном порядке.)

— Сколько букв в русском алфавите?

— Расскажите русский алфавит. Сверьте названия букв с алфавитом, помещенным в упр. 290.

2. Чтение теоретических сведений учебника (§ 58, с. 133).

— Для чего нужно знать алфавит? (Обсуждение.)

3. Самостоятельные наблюдения (с. 133).

— Как вы думаете, почему русская азбука названа кириллицей?

Комментарий

Русская азбука названа кириллицей в честь одного из просветителей, составивших ее. Буквы кириллицы в древнерусской письменности обозначали не только звуки речи, но и числа:

А - 1, В - 2, Д - 4, И - 8, Л - 30, Н - 50, О - 70, Р - 100 и т. д.

Арабские же цифры для числового обозначения были введены Петром I.

Русский алфавит несколько изменился, ушли буквы, потерявшие свое значение, но следы их и старинные названия современных букв сохранились во фразеологизмах. Зная название первой буквы кириллицы, можно догадаться, что начать с азов означает начать с самого начала, с простого, с основ; аза в глаза не знать — не знать этих самых основ. Стоять фертом означает стоять подбоченясь, уверенно, вызывающе, напоминая букву “Ф” (“ферт”).

Название азбука сложено из названий первых двух букв древнего алфавита, а слово алфавит передает названия первых букв греческого буквенного порядка — альфа и бета (вита).

4. Чтение диалога на с. 133— 134.

5. Работа по учебнику.

1) Упр. 291 — выполнение задания (устно).

2) Упр. 292, 296 — исправление ошибок; различение букв и звуков.

Комментарий

Вместо звуков в квадратные скобки помещены названия букв. Правильный ответ: [л’], [й], [с], [т].

Важно помнить о несовпадении понятий “буква” и “звук”. Буквы — это графические изображения звуков, подобно тому как цифры — графические изображения чисел.

Названия некоторых букв в слове строчка указаны неправильно. Правильно так: “эс”, “тэ”, “эр”, “о”, “че”, “ка”, “а”.

3) Упр. 293 — выполнение задания (устно).

4) Упр. 294, 297 — выполнение задания (устно).

5) Упр. 295 и 298 — выполнение задания (письменно, по вариантам, с последующим обсуждением).

6) Упр. 299 — выполнение задания (на скорость).

6. Словарная работа.

Прочитайте слова, помещенные в рамке на с. 135 (алфавит, расположить по алфавиту), запишите их в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”, запомните правильное ударение в словах.

V. Подведение итогов

— Для чего нужно знать алфавит?

— Почему необходимо вырабатывать разборчивый почерк?

Знание графики и разборчивый почерк необходимы, чтобы не возникало недопонимания, чтобы вас правильно поняли те, к кому вы обращаетесь письменно. Несмотря на то что сейчас мы часто пользуемся компьютером, в жизни придется писать и от руки (например, разного рода заявления да и просто письма, записки). Кроме того, по почерку можно определить личные качества человека. Неряшливый, неаккуратный почерк выдает своего хозяина.

Алфавит необходимо знать и для того, чтобы легко и быстро ориентироваться в словарях, в картотеках (например, библиотечных), в справочниках (например, телефонном). Правильные названия букв нужно знать, чтобы не делать орфоэпических ошибок при произнесении слов-аббревиатур (сокращений): РФ, МГУ, ПК (персональный компьютер) и т. д.

Домашнее задание

1. § 57, 58.

2. Упр. 288.

3. Упр. 300.

4. Прочитать задание упр. 302, выбрать вещь, предмет для описания.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.