Фонетика. Гласные звуки - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Фонетика. Гласные звуки - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: повторить изученное по теме “Фонетика”; показать, как образуются гласные звуки; развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать место фонетики в системе наук о языке; понимать, как образуются звуки речи; отличать гласные звуки от согласных; различать понятия “звук” и “буква”; понимать значение ударения; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольных работ

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Задание из рабочей тетради.

IV. Повторение изученного по теме “Фонетика”

— Как называется самая малая единица языка? (Звук.)

— Какая лингвистическая наука изучает звуки? (Фонетика.)

— Каково происхождение слова “фонетика”? (От греч. phone — звук.)

— Подберите однокоренные слова к слову “фонетика”. (Фонетический, телефон, магнитофон, микрофон, саксофон, диктофон, фонендоскоп.)

— Является ли однокоренным с этими словами слово фон в предложении “На фоне темного неба ярко светились звезды”? (Нет. Значение у этого слова другое: задний план чего-либо.)

— На какие подгруппы делятся гласные звуки? (Ударные и безударные.)

— На какие подгруппы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие; твердые и мягкие.)

V. Работа по теме “Гласные звуки”

1. Проведите самостоятельные наблюдения (задания § 51 на с. 122—123) и сделайте вывод.

Вывод. Гласные звуки состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая препятствий; образование разных гласных звуков зависит от того, какую форму мы придаем губам.

2. Сверка вывода с определением на с. 123.

3. Упр. 263 — подобрать односложные слова с гласными звуками (устно).

Примеры

Сам — сом, мир — мэр — мор, писк — пуск, бай — бой — буй, тип — топ — туп, мал — мол — мыл — мил — мул, рак — рок — рык — рук и т. д.

Комментарий

Кроме звукового состава, слова различаются значением. Значит, ударные гласные играют смыслоразличительную роль. Слова относятся к разным частям речи: большинство примеров — имена существительные в именительном падеже, существительное рук — в родительном падеже; есть местоимение (сам), краткие прилагательные (туп, мая, мил), глаголы (мыл).

4. Упр. 264.

Пример таблицы “Гласные звуки”

Звуки

Примеры

[а]

Мак, клан

[о]

Сок, мозг

[и]

Рис, пирс

[ы]

Мышь, тын

[э]

Сэр, сет

[у]

Дуб, труд

5. Упр. 265 — комментированное письмо.

VI. Подведение итогов

— Что нового вы узнали о звуках речи?

— В чем особенность гласных звуков?

Домашнее задание

1. § 51.

2. Упр. 266, 267.

3. Работа над ошибками.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.