Диалог - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Диалог - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о диалоге; показать расстановку знаков препинания в диалоге; развивать навыки выразительного чтения, ведения диалога, работы в группах, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать разницу между предложениями с прямой речью и дилогической речью; составлять диалоги; читать диалоги с правильной интонацией; правильно ставить знаки препинания в диалоге; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 247 — чтение предложений, составление схем на доске.

2. Упр. 249 — взаимопроверка, выяснение сложных случаев.

— В каких предложениях вы заменили маленькие буквы большими? Почему? (Прямая речь после слов автора в 4-м предложении начинается словами “Ты, братец...”; в 5-м — словами “Ловись, рыбка...”.)

— Назовите обращения и объясните знаки препинания при них.

3. Задание из рабочей тетради.

III. Закрепление изученного материала по теме “Прямая речь”

Объяснительный диктант, составление схем предложений.

Увидел Иван-царевич, что его стрелу лягушка держит. Хотел он бежать, отступиться от своей находки, а лягушка молвит ему человечьим голосом: “Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми, жалеть не будешь”. “Как же я тебя замуж возьму?” — отвечает Иван-царевич.

IV. Работа по теме урока

1. Чтение первого диалога на с. 116 по ролям (читают заранее подготовленные ученики).

2. Самостоятельные наблюдения (§ 49, с. 116).

— Что общего между прямой речью и диалогом и чем они различаются?

Вывод. Прямая речь и диалог — способы передачи чужой речи. Прямая речь точно передает слова какого-либо одного лица. Для передачи разговора двух или более лиц часто используют форму диалога. При передаче диалога слова автора отсутствуют, слова каждого нового участника разговора пишутся с новой строки, перед ними ставится тире.

3. Чтение определения диалога (с. 117), выяснение происхождения слова с помощью словарей.

Диалог (от греч. dialogos) — разговор между двумя или несколькими лицами.

4. Работа в группах (по заданиям упр. 251).

5. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 118, в тетрадь-словарик.

V. Работа по речевому этикету

1. Прочитайте диалог, записанный на доске, ответьте на вопрос: “Какие правила речевого этикета нарушены в этом диалоге?”, исправьте диалог в соответствии с этими правилами.

— Алло! Мне Витю.

— Алло!

— Ну, ты как?

— Нормально, а ты?

— Ничего. Что по русскому задали?

— Составить диалог.

— А ты составил?

— Нет. Я не знаю, что писать.

— И я не знаю.

Комментарий

Прежде всего необходимо поздороваться и вежливо попросить позвать к телефону того, кто вам нужен, и с ним тоже надо поздороваться. Товарищу можно сказать “Привет!”, взрослому человеку — “Здравствуйте!”. Содержание разговора и есть диалог, хотя его участники этого не поняли. Старайтесь избегать ничего не значащих выражений (нормально, ничего).

2. Упр. 256 - составление диалогов (ученики, сидящие за одной партой, составляют диалоги, готовят их выразительное чтение с использованием формул этикета).

VI. Развитие речи

1. Упр. 252 — выразительное чтение, беседа по вопросам упражнения.

2. Упр. 253 - устный разбор, письменное выполнение задания.

3. Упр. 254 — письменно, разбор — устно.

(Правильный порядок предложений в диалоге: 2, 3, 5, 1, 4, 6, 7, 8.)

VII. Занимательная лингвистика

Из истории знаков препинания

Впервые знаки препинания названы и систематизированы М.В. Ломоносовым в “Российской грамматике” (глава “О знаках”), До наших дней дошли неизменными точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Названия некоторых знаков препинания изменились.

Попробуйте догадаться, как эти знаки называются сейчас: “две точки” (двоеточие), “удивительный знак” (восклицательный знак), “вместительный знак” (скобки), “единитный (единительный) знак” (знак переноса).

VIII. Подведение итогов. Рефлексия

— Какие знаки препинания ставятся при прямой речи? при диалоге?

— О каких правилах этикета вы узнали?

— Соблюдаете ли вы эти правила?

Домашнее задание

1. § 46—49 — повторить.

2. Упр. 255.

3. Рабочая тетрадь: задание 60 (с. 35).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.