Простые и сложные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Простые и сложные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать простые и сложные предложения; понимать связь простых предложений в составе сложного; отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения теста

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 231 — выборочный устный синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

2. Чтение и обсуждение творческих работ.

3. Задание из рабочей тетради.

IV. Самоопределение к деятельности

— Сравним предложения, записанные на доске: что в них общего и чем они различаются по строению? Найдем грамматические основы, составим схемы, проясним значение некоторых слов.

1. Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль берега.

2. Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна. (Б. С. Житков)

Общее в предложениях — их тема; в каждом предложении есть союз и. Разница: в первом предложении одна грамматическая основа, союз и связывает однородные члены — сказуемые (усилился и гнал), значит, запятая не ставится; во втором предложении две грамматические основы, союз и связывает части сложного предложения, значит, запятая ставится (Небо посветлело, и вырисовывались паруса.)

Схемы предложений:

V. Работа по теме урока

1. Словарная работа.

Бриз (от франц. brise) — местный слабый ветер, дующий днем с моря на нагретый берег, а ночью — с охлажденного берега на более теплое море.

Силуэт (от франц. silhouette) — контурное изображение кого- либо или чего-либо; очертания чего-либо, виднеющиеся вдали, в темноте, в тумане.

2. Обсуждение вопросов.

— Произносится ли первое из простых предложений в составе сложного с интонацией конца предложения? {Нет.)

— Как связаны простые предложения в составе сложного? (Они связаны по смыслу и интонационно.)

— Каким способом соединяются простые предложения в составе сложного? (С помощью союза и.)

Комментарий

Простые предложения в составе сложных, которые соединяются с помощью союза, называются союзными.

Попробуем убрать союз из второго предложения:

Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна.

Запятая, как мы видим, при этом сохраняется. С союзом или без союза она играет разделительную роль, показывая наличие двух грамматических основ.

Простые предложения в составе сложных, которые соединяются без помощи союза, называются бессоюзными.

3. Чтение диалога на с. 106—107 и определения сложного предложения на с. 107—108.

VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 232 — выполнение заданий (устно).

2. Упр. 234 — выразительное чтение стихотворения и анализ предложений.

3. Запись предложений под диктовку и их характеристика (выполняется на доске и в тетрадях).

Задание. Подчеркните основы, начертите схемы, подчеркните орфограммы.

1. Бриз усилился, и судно побежало быстрее. 2. Теперь рулевой напрягся и чутко прислушивался. 3. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев. 4. Резкий порыв ветра налетел на судно, и оно стремительно повалилось на левый борт. 5. Всё совершилось мгновенно, сонные люди попадали с коек. (Б.С. Житков)

Комментарий

Предложения 2 и 3 простые, с однородными членами. Предложения 1, 4 и 5 сложные; предложения 1 и 4 союзные, 5 — бессоюзное.

Отметим и объясним орфограммы в словах бриз, побежало, напрягся, чутко, приближался, обратился, яростный, рев, резкий, налетел, повалилось, совершилось, сонные.

VII. Подведение итогов

— Что общего между простым и сложным предложениями?

— Чем различаются простое и сложное предложения?

— Что такое союзные и бессоюзные сложные предложения?

— Надо ли ставить запятую, если простые предложения в составе сложного соединяются союзом и?

Домашнее задание

1. § 46.

2. Упр. 233 устно.

3. Упр. 235.

4. Рабочая тетрадь: задание 54 (с. 30—31).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.