Нераспространенные и распространенные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Нераспространенные и распространенные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого; дать понятие о распространенных предложениях; развивать навыки синтаксического разбора; проверить знания о словосочетании и предложении; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения, отличать распространенные предложения от нераспространенных; конструировать распространенные предложения; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чтение и анализ изложений

III. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Чтение составленных предложений.

2) Выразительное чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого.

3) Упр. 174 — обсуждение вопросов.

(Ответ. Основная мысль текста выражена в первом предложении: “Суровой осени печален поздний вид”.)

Комментарий

Отметим инверсию (необычный порядок слов), обусловленную ритмом строки. Восстановим обычный порядок слов: “Поздний вид суровой осени печален”. Инверсия мешает быстро определить грамматическую основу: вид печален.

2. Объяснительный диктант.

1) Земля — голубая планета. 2) Реки — артерии Земли. 3) Белое море холодное. 4) Местность пустынна. 5) Красный закат — признак непогоды. 6) Белая ночь тиха. 7) Белый — лучший гриб. 8) Бумага белая.

Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Комментарий

Откроем заранее написанные на доске ответы. Обратим внимание на синтаксическую роль повторяющихся слов: Белое море — подлежащее (неделимое словосочетание — имя собственное); в 6-м предложении прилагательное белая — второстепенный член (его тоже можно рассматривать как часть неделимого словосочетания белая ночь; в 7-м предложении слово белый — подлежащее (прилагательное в роли существительного); в 8-м прилагательное белая — сказуемое.

Дополнительное задание. Уточните по словарю значение слова артерия; ответьте на вопросы.

— В прямом или переносном значении употреблено слово?

— Как называется это выразительно-изобразительное средство? (Метафора.)

IV. Самоопределение к деятельности

Среди предложений, написанных на доске, есть нераспространенные и распространенные. Попробуйте сами определить виды предложений. Сделайте вывод, какие предложения называются распространенными. (Предложения 3, 4, 6 и 8 нераспространенные, остальные распространенные.)

V. Работа по теме урока

Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений (с. 81).

VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 175 — комментированное письмо.

2. Упр. 176 — обсуждение вариантов; запись в тетрадях.

Комментарий

Учитель может помочь детям, показать, как распространяется предложение.

Пример 1

Радуга расцвела.

— Можно ли распространить оба члена предложения?

— Распространите подлежащее второстепенными членами (составьте именные словосочетания). (Радуга (какая?) разноцветная, широкая.)

— Распространите сказуемое второстепенными членами (составьте глагольные словосочетания). (Расцвела (где?) в небе, (когда?) после дождя, (как?) ярко.)

— Запишите получившееся предложение (члены предложения можно переставить). (После дождя в небе ярко расцвела разноцветная широкая радуга.)

Пример 2 (обратный)

Представьте себе, что вы должны сообщить родителям о вашем приезде.

— Что бы вы написали в письме или в открытке? (Примерный ответ. Здравствуйте, дорогие мама и папа! Я приезжаю 3 ноября поездом № 87. У меня четвертый вагон. Сможете ли вы меня встретить? Очень соскучился. До встречи. Андрей.)

А теперь представьте, что сообщение срочное. Надо отправить телеграмму (или sms с мобильного телефона) с известием о вашем приезде. Число слов в таком сообщении ограниченно.

— Сократите письмо. Составьте сообщение с минимальным количеством слов. (Приезжаю 3 ноября. Поезд 87, вагон 4. Андрей.)

VII. Тест по теме “Словосочетание и предложение”

Тест 8 (по вариантам): см. КИМы.

(Можно выполнить несколько заданий теста.)

Домашнее задание

1. § 35.

2. Упр. 177, 178.

3. Рабочая тетрадь: задание 38 (с. 21).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.