Предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развить понятие о предложении; показать основные признаки предложения; углубить знания о грамматической основе предложения, развивать умения рассуждать и делать выводы; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать словосочетание от предложения; определять признаки предложения; научатся строить рассуждение; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что называется предложением?

— Чем предложение отличается от словосочетания?

— Каковы признаки предложения?

— Какие члены предложения являются главными?

2. Фонетический разбор слова речью (в это время один ученик выписывает на доску словосочетания, в которых выделенные слова являются главными, второй — словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми).

3. Задание из рабочей тетради.

III. Работа по теме урока

Вы уже знаете о предложении многое, но далеко не все. Готовы узнать больше? Этому помогут учебник и наши умения рассуждать и делать выводы.

Работа по учебнику.

— Прочитайте текст и определите его основную мысль (с. 66). (Примерный ответ. Предложение описывает часть действительности.)

— Письменно составьте предложения на тему “Лес за рекой” по вариантам (см. задание на с. 67: “Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой...”).

— Прочитайте теоретические сведения и правила (с. 67).

— Проведите самостоятельные наблюдения (с. 67) и сделайте вывод.

Вывод. Только основа 3-го предложения состоит из двух главных членов.

Дополнительное задание. Попробуйте сравнить предложения Сумерки и Наступили сумерки.

Рассуждение и вывод. В первом предложении грамматическая основа состоит из одного подлежащего. Смысл этого предложения в том, чтобы обозначить картину, назвать происходящее в природе, зафиксировать факт. Во втором предложении грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого. Смысл этого предложения в том, чтобы сообщить о наступлении сумерек. Значит, грамматическая основа может состоять из одного или двух главных членов.

Вывод подтверждаем чтением теоретических сведений на с. 68.

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 141 — устно; морфемный и морфологический разбор тоже устно.

2. Упр. 142 — чтение, комментированное письмо.

3. Тестовое задание.

Какая пара слов является словосочетанием?

1) перед дорогой;

2) грунтовая дорога;

3) дорога длинна;

4) пути и дороги.

V. Подведение итогов

Назовите признаки предложения.

Домашнее задание

1. § 28.

2. Упр. 143.

3. Упр. 144 — прочитать текст, озаглавить его.

4. Рабочая тетрадь: прочитать материал на с. 27, выполнить задание 49.