Разбор словосочетания - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Разбор словосочетания - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать, как делается разбор словосочетания; дать понятие об именных и глагольных словосочетаниях; показать роль прилагательных-эпитетов в словосочетаниях; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся разбирать словосочетания по плану; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 136 — выразительное чтение, обсуждение заданий, проверка по цепочке.

(Ответ. Основная мысль высказывания — во втором и последнем предложениях.)

2) Упр. 138 — устные рассказы.

3) Задание из рабочей тетради.

2. Выборочный диктант.

Запишите только словосочетания, подчеркните орфограммы, графически покажите грамматические и смысловые связи в словосочетаниях.

Свернуть налево, чудесная погода, солнце светит, увидишь издалека, оглядеть окрестности, из-под стола, купить брошюру, заниматься с друзьями, выглянуть из-за туч, вперед и вверх, появиться на горизонте, посветить фонарем, забраться в глушь, день хорош.

(Примерный ответ. Не надо записывать: солнце светит, день хорош — это грамматические основы; из-под стола — это существительное с предлогом; вперед и вверх — это однородные члены.)

III. Работа по теме урока

1. Работа с учебником.

1) Изучение материала учебника (§ 27, с. 65—66).

2) Упр. 139 — устный разбор словосочетаний.

2. Понятие об именных и глагольных словосочетаниях.

— Какими частями речи выражены главные слова в словосочетаниях упр. 139?

Словосочетания с главным словом — существительным называются именными (имя существительное).

— Как мы назовем словосочетания с главным словом — глаголом? (Глагольные.)

Задание. Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетания, нарисуйте их схемы.

3. Роль прилагательных-эпитетов в поэтической речи.

Задание. Выразительно прочитайте фрагменты стихотворений, записанных на доске.

1) Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Ф.И. Тютчев

2) Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

И.А. Бунин

— Выпишите из фрагментов стихотворений словосочетания “существительное + прилагательное”. (Примерный ответ. 1) Бодрый серп, тонкий волос, на праздной борозде;

2) стеклянный, редкий и ядреный дождь; с веселым шорохом, лес зеленый.)

— Какие из этих словосочетаний можно встретить в обычной, разговорной речи? (Тонкий волос, редкий дождь, лес зеленый.)

— В чем необычность остальных словосочетаний?

— Какую роль играют прилагательные в этих словосочетаниях? (Примерный ответ. Прилагательные являются изобразительно-выразительными средствами. Они создают необычные, поэтические, яркие образы, создают определенное настроение.)

— Как они называются? (Эпитеты.)

— Как вы понимаете образы, созданные в словосочетаниях: бодрый серп, на праздной борозде, стеклянный... и ядреный дождь, с веселым шорохом?

IV. Подведение итогов

— Что главное при разборе словосочетаний? (Установить связь между словами.)

— Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?

Домашнее задание

1. § 26—27.

2. Упр. 140.

3. Рабочая тетрадь: задание 31 (с. 17).