Настоящее время - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Настоящее время - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки определения временных форм глагола; показать значение глаголов настоящего времени; учить соблюдать орфоэпические нормы; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять способы образования глаголов настоящего времени; научатся образовывать форму настоящего времени глагола; определять непостоянные признаки; использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка.

Задание. Выполните фонетический разбор глаголов таять и таить, образуйте от них формы прошедшего времени.

— Чем различаются звуки этих глаголов? (Ответ. Только ударением: в глаголе таять ударный [а], а в глаголе таить — [и].)

2. Проверка домашнего задания.

1) Вопросы.

— Что обозначают глаголы прошедшего времени?

— Как образуются глаголы прошедшего времени?

2) Упр. 657 — чтение глаголов в прошедшем времени, которые часто произносят неправильно.

III. Самоопределение к деятельности

1. Самостоятельные наблюдения (§ 116, с. 118).

2. Обсуждение вопросов.

— От глаголов какого вида образуются глаголы настоящего времени? (Только от глаголов несовершенного вида.)

— Что обозначают глаголы настоящего времени? (Примерный ответ. Они обозначают не только действия, происходящие в данный момент, но и действия незавершенные, происходящие постоянно, в любое время: часы стучат, идут; облака бегут, плывут.)

IV. Работа по теме урока

Задание. Запишите фрагменты стихотворений, укажите вид, время и значение глаголов.

1. Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И.З. Суриков

2. А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут,

Птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

И. С. Никитин

— Какие глаголы употреблены в переносном значении? (Снег ложится, восток горит-разгорается, лес улыбается.)

— Какие выразительно-изобразительные средства использовали поэты для создания образов природы? (Примерный ответ. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: птички, солнышка; эпитеты: пушистый, тихо; метафору: горит-разгорается; олицетворения: снег ложится, лес улыбается.)

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 659 — комментированное письмо.

2. Упр. 661 — орфоэпическая работа (чтение вслух глаголов, помещенных на поле с. 264: звони́ть — звони́т, повтори́ть — повтори́т, руководи́ть — руководи́т; запись этих слов в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”),

Комментарий

Добавим к этим формам другие: звони́шь, звони́м, звоня́т; повтори́шь, повтори́м, повторя́т.

3. Упр. 660 — выполнение заданий, самостоятельная работа.

VI. Подведение итогов

— Какие глаголы могут иметь формы настоящего времени? Почему? (Только глаголы несовершенного вида, потому что они обозначают действие, которое не совершено, еще не завершено.)

Домашнее задание

1. § 116.

2. Упр. 658.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.