Развитие речи. Редактирование текста - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Редактирование текста - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: повторить правописание еи в корнях с чередованием; учить анализировать и редактировать текст; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности, навыки работы в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять главную мысль текста; строить речевые высказывания (рассказ о себе); редактировать текст; правильно использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения тестов

III. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка.

Задание. Запишите под диктовку строки из стихотворения И.С. Никитина, определите вид глаголов, сделайте морфемный разбор третьего глагола, синтаксический разбор третьего предложения; найдите слова с чередованием морфем, подберите к ним однокоренные слова.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

Комментарий

Все глаголы: меркнут, гаснут, расстилается — несовершенного вида. Слова с чередованием морфем: меркнут — мерцают, гаснут — гашу, в — во, (в) огне — огонь, облака — облачно, (по) лугам — лужок, расстилается — размах, расстилается — стелется.

Дополнительный вопрос

— Определите с помощью толкового словаря значение глаголов меркнуть и мерцать. Может быть, мы ошиблись и чередования согласных в корне здесь не наблюдается? (Ответ. Хотя глаголы меркнуть (“гаснуть, утрачивать яркость”) и мерцать (“светиться слабым, неровным светом”) в современном русском языке не являются однокоренными, этимологический корень у них один. Общее его значение: “утрачивать яркость”.)

2. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 649 — ответы по цепочке; обсуждение вопроса.

2) Задание из рабочей тетради.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

У вас уже есть опыт написания изложений, составления устных и письменных рассказов. Сегодня наша задача — прочитать фрагменты из рассказа и изложения и представить себя в роли редакторов.

Редактор — человек, который проверяет, исправляет, обрабатывает тексты, а один из наших фрагментов явно нуждается в исправлениях.

2. Упр. 650 — выразительное чтение, ответ на вопрос.

3. Упр. 651 — чтение текста, редактирование (по предложениям); запись исправленного варианта, его чтение.

Комментарий

Выделенные глаголы необходимо заменить глаголами другого вида: попросила, покорми, смотрел, делал, берет, прожует, вытирал, положил, пела.

Отметим грубейшую речевую ошибку: глагол с корнем –лож- не употребляется без приставок, у несовершенного вида есть форма с другим корнем (не дожить, а класть), а глагол положить совершенного вида.

V. Подведение итогов

— Почему важно использовать в речи, в тексте глаголы того или иного вида?

Домашнее задание

1. Упр. 652 — подготовить устный рассказ.

2. Рабочая тетрадь: задание 145 (с. 75).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.