Виды глагола (продолжение) - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Виды глагола (продолжение) - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить умение определять вид глагола; показать способы образования видовых пар глаголов, разницу между видовыми парами; развивать культуру речи, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять вид глагола; особенности глаголов совершенного и несовершенного вида; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что обозначают глаголы несовершенного вида? На какие вопросы они отвечают?

— Что обозначают глаголы совершенного вида? На какие вопросы они отвечают?

— Как определить вид глагола?

— У глаголов какого вида есть только два времени? Почему?

2. Упр. 640 — чтение словосочетаний по цепочке, определение грамматических характеристик глаголов и существительных.

III. Работа по теме урока

1. Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Запишите глаголы в два столбика: 1) несовершенного вида; 2) совершенного вида; обозначьте, где возможно, время глаголов.

Поют, решали, растают, беречься, состязаются, выступил, сорвали, ловишь, ныряла, смеялся, напишешь, высушит, соревновались, тренируемся, пойти, спотыкаться, повеяли.

Комментарий

1) Поют (наст, вр.), решали (прош. вр.), беречься (н. ф.), состязаются (наст. вр.), ловишь (наст. вр.), ныряла (прош. вр.), смеялся (прош. вр.), соревновались (прош. вр.), тренируемся (наст. вр.), спотыкаться (н. ф.).

2) Растают (буд. вр.), выступил (прош. вр.), сорвали (прош. вр.), напишешь (буд. вр.), высушит (буд. вр.), пойти (н. ф.), повеяли (прош. вр.).

2. Беседа.

Вернемся к глаголам несовершенного вида, записанным на доске, и попробуем образовать от них глаголы совершенного вида. Определим, какие морфемы мы использовали для образования глаголов совершенного вида.

Поют — споют (приставка), решали — решили (суффикс), беречься — поберечься (приставка), состязаются — посостязаются (приставка), ловишь — наловишь (приставка), ныряла — нырнула (суффикс), смеялся — засмеялся (приставка), соревновались — посоревновались (приставка), тренируемся - потренируемся (приставка), спотыкаться - споткнуться (суффикс).

Вывод. Глаголы совершенного вида образуют видовые пары с глаголами несовершенного вида с помощью приставок и суффиксов.

Есть еще один способ образования видовой пары, при котором не меняется ни одна морфема. Глагол совершенного вида пишется точно так же, как глагол несовершенного вида. Как же так?

Прочитайте глагол: засыпать. (Можно прочитать с ударением на второй и на третий слог.)

Дело, оказывается, в ударении. Сравним роль этих одинаковых с виду слов в предложениях.

Яму вскоре засы́пали песком. Пока ее засыпа́ли, наступило время обеда.

Это, вообще, очень хитрый глагол. У него вид зависит от ударения, с ударением на последний слог у него появляется омоформа:

Яму долго засыпа́ли, потому что засыпа́ли, спать хотелось.

А теперь прочитайте глагол подвигаться. (Можно прочитать с ударением на второй и на третий слог.)

Сравним глаголы в предложениях:

Я устал сидеть за столом, и мне захотелось подви́гаться. Места за столом не хватило, пришлось подвига́ться, садиться теснее.

— Назовите вид выделенных глаголов в этих предложениях. Одинаковые ли это глаголы? (Примерный ответ. В первом предложении глагол совершенного вида подви́гаться — сделать несколько движений. Во втором — глагол несовершенного вида подвига́ться, его видовая пара — подвинуться. Это одинаковые по написанию, но разные по произношению и значению глаголы, т. е. омографы.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 641, 642 — комментированное письмо.

2. Упр. 643 — обсуждение вопроса (устно).

Комментарий

Значение однократности, мгновенности действия выражается с помощью суффикса -ну-. Этот суффикс бывает только у глаголов совершенного вида.

3. Словарная работа.

Прочитайте вслух глаголы, помещенные в рамке на с. 112, запишите их в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”, составьте с ними предложения (упр. 645). Запишите также видовую пару этого глагола.

Положи́ть — положи́л, положу́. Класть — клал, кладу.

Комментарий

Отметим, что эта видовая пара глаголов имеет разные корни. Предостережем от речевых ошибок: глагол несовершенного вида класть не образует форм и однокоренных глаголов с приставками; глагол совершенного вида положить не образует форм и однокоренных глаголов без приставок.

V. Занимательная лингвистика

К морфемному варианту корня существительного прыжок добавьте приставку существительного подоконник, суффикс видовой пары глагола мигать, окончание неопределенной формы глагола кладешь и узнаете загаданное слово.

(Подпрыгнуть.)

VI. Подведение итогов

— Как вы понимаете, что значит выражение “видовые пары глаголов”?

Домашнее задание

1. § 111.

2. Упр. 644.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.