Глагол как часть речи - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Глагол как часть речи - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: повторить изученное о глаголе; закрепить знания об основных грамматических признаках глагола, его роли в предложении, в речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать глагол от других частей речи; определять морфологические признаки глагола; использовать глаголы в речи; узнавать синтаксическую роль глагола; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Обсуждение вопросов.

Мы приступаем к изучению последней в этом году темы из раздела “Морфология”, большой темы — “Глагол”.

Вы заметили, сколько нового узнали о, казалось бы, известных вам из курса начальной школы частях речи: существительном и прилагательном? Станут обширнее и глубже ваши знания и о глаголе.

— Что такое глагол?

— На какие вопросы отвечают глаголы?

— Что такое спряжение?

— Как изменяются глаголы? Приведите примеры.

— В какой форме глаголы изменяются по родам?

— Какова синтаксическая роль глаголов?

2. Сверка ответов с теоретическим материалом учебника (§ 106, с. 97-98).

3. Определение грамматических признаков глаголов (текст записан на доске).

Задание. Выпишите глаголы, определите их грамматические признаки (спряжение, число, время, лицо) и синтаксическую роль.

Люди заметили, что морские котики уже перед рассветом знают, какая будет погода днем. Если они толпами лезут в воду, резвятся, можно не слушать по радио сводку погоды. Будет тихо. Котиковая метеорология безошибочна.

Комментарий

Заметили — II спр., во мн. ч., в прош. вр.

Знают, лезут — I спр., во мн. ч., в наст, вр., в 3-м л.

Резвятся — II спр., во мн. ч., в наст, вр., в 3-м л.

Будет — I спр., в ед. ч., в буд. вр., в 3-м л.

Слушать — I спр., в н. ф.

Дополнительный вопрос

— Какой частью речи выражено сказуемое в последнем предложении? (Кратким прилагательным “безошибочна”.)

4. Работа по учебнику.

1) Упр. 603 — выполнение задания (устно).

Дополнительный вопрос

— Являются ли словосочетаниями: шумит тростинка, шумит клен, шумят они? (Нет, это грамматические основы.)

2) Упр. 604 — комментированное письмо.

3) Упр. 605 — самостоятельная работа.

Дополнительное задание. Подберите к глаголам однокоренные прилагательные, определите, в чем сходство и различие между данными глаголами и прилагательными.

4) Упр. 606 — обсуждение вопросов (устно).

III. Подведение итогов

Просмотрите еще раз глаголы, которые вы записали в тетрадях, и глаголы, встретившиеся нам в упражнениях.

— Какую роль играют глаголы в речи? Что они могут обозначать? (Примерный ответ. Глаголы могут обозначать действия, движение (лезут, резвятся, сажают), мыслительные процессы (заметили, знают), зрительные и звуковые образы (желтеет, зеленеет, шумит) и т. д.)

Домашнее задание

1. § 106.

2. Упр. 607.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.