Множественное число имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Множественное число имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать способы образования форм множественного числа существительных; развивать навыки грамотной речи, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся узнают способы образования форм множественного числа существительных; научатся выбирать гласные в окончаниях существительных в форме множественного числа; предупреждать речевые ошибки; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чтение и анализ изложений

III. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Упр. 546 — чтение сообщений о погоде, обсуждение вопросов и заданий.

2. Объяснительный диктант.

Графически объясните орфограммы.

В мире есть много необычных памятников. В Дании находится знаменитый памятник героине сказки Андерсена Русалочке.

IV. Самоопределение к деятельности

Мы изучали существительные, которые имеют формы только ед. и только мн. ч. Но все же большинство слов русского языка имеют обе формы — ед. и мн. ч. Оказывается, и здесь нас ожидает немало интересного и необычного. Начнем с самостоятельных наблюдений, проведем небольшое исследование.

V. Работа по теме урока

1. Самостоятельные наблюдения (§ 98, с. 73-74), выразительное чтение.

2. Упр. 548 — определение склонений существительных, сопоставление их падежных окончаний (на доске и в тетрадях).

Комментарий

Удобнее выполнить задание в виде таблицы.

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-є склонение

Д. п.

Дорожкам

Зверям, окнам, облакам, морям

Ветвям, дверям

Т. п.

Дорожками

Зверями, окнами, облаками, морями

Ветвями, дверями

П. п.

Дорожках

О зверях, в окнах, на облаках, в морях

На ветвях, в дверях

Вывод. Существительные всех склонений во мн. ч. в косвенных падежах имеют одинаковые окончания.

VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 549 — комментированное письмо.

2. Работа с таблицей (с. 74).

Вывод. В И. п. мн. ч. имена существительные женского рода 1-го и 3-го склонения имеют окончание -и (-ы); имена существительные мужского рода 1-го и 2-го склонения имеют окончания -и (-ы) и -а (-я); имена существительные среднего рода — окончание -а (-я).

3. Упр. 550 — отработка орфоэпических норм.

4. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 73, в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”; обозначьте ударение, добавьте другие слова, в которых часто неправильно ставят ударение; несколько раз произнесите их вслух в составе словосочетаний.

Инжене́ры, офице́ры, догово́ры, тре́неры, шофёры, ме́сяцы, то́рты, го́спитали, гербы́, столяры́.

VII. Подведение итогов

— От чего зависит выбор окончания во мн.ч. имен существительных?

Домашнее задание

1. § 98.

2. Упр. 551.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.