Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение) - Урок 2 - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение) - Урок 2 - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки правописания падежных окончаний существительных, соблюдения речевых норм; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж существительных, узнают правила правописания падежных окончаний существительных в единственном числе; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Упр. 540 — взаимопроверка.

III. Работа по теме урока

1. Комплексная работа с предложением.

Примечание

Желательно разделить эту работу по группам учеников, дать 4—5 мин и затем заслушать выступления групп.

1) Перепишите предложение, записанное на доске, назовите автора и произведение.

И, ше..ствуя важно, в сп..койстви.. чи(н, нн)ом, лоша..ку в..дет под уздцы муж..ч..к.

2) Подчеркните грамматическую основу.

3) Выпишите из предложения имена существительные, выделите орфограммы, объяснить правописание.

4) Объясните значение слова уздцы с помощью толкового словаря.

5) Сделайте фонетический разбор слова уздцы.

6) Объясните значение суффиксов в остальных существительных.

7) Назовите слова с вариантами морфем.

Комментарий

И, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок.

Это строки из стихотворения Н.А. Некрасова “Крестьянские дети”. Грамматическая основа — ведет мужичок.

Уздцы — только форма мн. ч. Под уздцы, т. е. за узду около удил.

Узда — часть сбруи, надеваемая на голову лошади для управления ею, ремни с удилами и поводьями.

Удила — часть конской сбруи, состоящая из железных стержней, прикрепленных к ремням узды и вкладываемых в рот лошади при взнуздывании.

Узд-цы

у — [у] — гласн., безударн.

з — [с] — согласн., глух., тв.

д — [—]

ц — [ц] — согласн., глух., тв.

ы — [ы] — гласн., ударн.

5 букв, 4 звука.

Суффиксы существительных лошадку и мужичок -к- и -ок- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Слова с вариантами морфем: важно — важен, в — во, лошадку — лошадок, ведет — вести, под — подо, уздцы — уздечка, мужичок — мужичка.

2. Беседа.

Вы заметили, что в только что разобранном предложении нам встретилось существительное на -ие: спокойствие? Некоторые из таких отвлеченных существительных, т. е. таких, которые представляют собой признак, качество, рассматриваемые независимо от предмета, имеют варианты морфем: сомнение и сомненье, воспитание и воспитанье, управление и управленье и т. д. Разумеется, склоняются они по-разному.

То же самое относится к некоторым вариантам имен: Мария и Марья, Наталия и Наталья, София и Софья, Анастасия и Настасья и т. д. Имена с мягким знаком: Марья, Настасья — имеют простонародный оттенок. Например, героиня русских народных сказок — Марья (Марья-искусница), а героини библейских историй носят имя Мария.

Необходимо учитывать вариант имени, особенно на письме.

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 541 — комментированное письмо.

2. Упр. 542 - самостоятельное выполнение заданий (фонетический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор выполняют на доске пять учеников).

3. Упр. 543 — выполнение заданий (устно).

4. Упр. 545 — выполнение заданий (самостоятельная работа).

V. Подведение итогов. Рефлексия

— Что нового вы узнали о склонении существительных?

— Почему особенно важно соблюдать правильные написания падежных окончаний в именах? (Во всех документах необходимо соблюдение правильных написаний имен, потому что иначе документы будут считаться недействительными.)

— Есть ли имена на -ия, -ий у ваших родственников, знакомых? Узнайте у них, не сталкивались ли они с ошибками в склонении их имен? Правильно ли они сами склоняют свои имена?

Домашнее задание

1. § 97.

2. Упр. 544, 546 — выполнение заданий (письменно).

3. Упр. 547 — подготовить выразительное чтение текста (устно).