Падеж имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Падеж имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки изменений существительных по падежам, определения падежей, правописания падежных окончаний; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж существительных, узнают правила определения падежа; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения теста

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 518 — подготовленный диктант.

2. Упр. 520 — чтение примеров однокоренных существительных, относящихся к разным типам склонения.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

— Назовите падежи и вопросы к ним.

— Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж?

2. Самостоятельные наблюдения (§ 96, с. 63—64).

3. Упр. 522 — различение совпадающих форм именительного и винительного падежа.

Комментарий

Важно обратить внимание на совпадение форм И. п. и В. п. у некоторых существительных. В первом примере существительное ячмень стоит в В. п., является дополнением без подлежащего: сеют (что?) ячмень. Во втором примере существительное ячмень стоит в И. п., является подлежащим: ячмень колосится. Надо вдуматься в смысл предложения (кто или что совершает действие, над кем или над чем совершается действие) — это поможет определить падеж правильно.

К существительному в В. п. можно подставить вспомогательный глагол; подобрать однородный член другого склонения: вижу (кого? что?) ячмень, рожь, пшеницу, и это поможет определить падеж.

4. Задание. Определите падеж существительных в предложениях, записанных на доске (устные рассуждения).

Стул поставили у окна. Небо затянули облака. Новые дома построили за год. По телевизору показали новый мультфильм.

5. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Чтение теоретического материала учебника на с. 66; составление словосочетаний “глагол + существительное в Р. п. с предлогом из или с”. Например: вернулся из магазина, пришел с футбольного матча, приехал из деревни, возвратился с дачи.

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 523 — комментированное письмо (на доске и в тетрадях).

2. Упр. 524 — обсуждение проблемы (устно).

Ответ

Ученик определял падежи по окончаниям, не ставя падежные вопросы, не учитывая связи между словами. Он не принял во внимание, что у существительных 1-го склонения (тетрадка) совпадают формы Д. п. и П. п., а у существительных 3-го склонения (тетрадь) совпадают формы Р. п., Д. п. и П. п.

Правильный ответ: выполнена (в чем?) в тетрадке, не было (в чем?) в тетради — П. п.

Комментарий

Для определения падежа важно ставить падежные, а не смысловые вопросы (где? куда? когда? почему?).

Например: После драки кулаками не машут. Не машут (после чего?) после драки (Р. п.); не машут (чем?) кулаками (Т. п.).

Смысловые вопросы ставим для определения синтаксической роли слова в предложении: Не машут (когда?) после драки (обстоятельство).

В сомнительных случаях можно подставить существительное другого склонения (см. выше — п. V-3) или заменить единственное число множественным: 1) Вчера ездил к бабушке. 2) Мне нравится в бабушке ее веселый характер. Формы существительного одинаковы: бабушке.

Заменим существительным 2-го склонения: ездил к деду, нравится в деде. Для верности заменим еще существительным во множественном числе: ездил к бабушкам; нравится в бабушках.

Вывод. В первом случае — Д. п., во втором — П. п.

3. Упр. 525 — выполнение заданий (устно).

4. Упр. 526 — комментированное письмо.

5. Упр. 530 — работа по вариантам: вариант I выполняет задание под цифрой I, II — под цифрой 2; после этого — проверка.

6. Упр. 527,529 — выполнение заданий (самостоятельная работа).

VI. Занимательная лингвистика

Из истории названия падежей

Большинство названий падежей впервые употребил М.В. Ломоносов в труде “Российская грамматика”. Названия падежей происходят от древнегреческих слов. Слово “отклоняется” от начальной формы, а каждое изменение — это падение (падеж). Древнеримские ученые перевели заимствованные греческие термины, позднее русские ученые заимствовали эти переводы.

Винительный падеж назван так по ошибке. У греков это “устремительный” падеж — “этиатике” (действие направлено): читаю книгу, пишу письмо и т. д. Древнеримские ученые неправильно перевели, считая, что слово образовано от “этиа” — “вина”, и назвали падеж “аккузативус” — обвинительный, винительный. Мы до сих пор употребляем ошибочный термин “винительный”, хотя никакой вины нет и не было.

Предложный падеж называется так потому, что употребляется только с предлогами: о книге, в школе.

VII. Подведение итогов

— Как не ошибиться в определении падежа?

Домашнее задание

1. § 96.

2. Упр. 528.

3. Упр. 531 или 532 (на выбор).

4. Работа над ошибками.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.