Развитие речи. Сжатое изложение - Урок 2 - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Сжатое изложение - Урок 2 - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развивать умения членить текст на части, находить основную мысль текста, владеть приемами сжатия текста; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять главную мысль текста; озаглавливать текст; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 512 — пересказ текста, обсуждение задания и вариантов заглавия: “Чернила-невидимки”, “Чудесные чернила”.

2. Выполнение индивидуального задания: чтение предложений с местными топонимами, которые имеют форму только мн. ч.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Вы уже пересказывали текст сжато: вспомним историю о зазнавшемся пне (см. урок 39). На этот раз задание усложняется: необходимо уложиться всего в 60 слов, причем в это число входят и короткие слова — местоимения, предлоги, союзы, частицы.

Но сначала необходимо познакомиться с текстом, внимательно прочитать его, выделить основную мысль, найти самые важные предложения.

2. Работа с текстом Е.А. Пермяка “Перо и чернильница” (упр. 513).

1) Выразительное чтение текста (читает учитель или заранее подготовленные ученики по ролям).

Примечание

Следует пояснить ученикам, что до 60-х гг. прошлого столетия шариковых ручек не было, писали ручками со стальным пером, обмакивая его в чернила.

2) Обсуждение вопросов и заданий к тексту.

Комментарий

К вопросу о четырех основных частях текста.

Первая часть - первый диалог внука и деда. Вторая часть — попытки Сережи “добыть” сказку. Третья — второй диалог внука и деда. Четвертая — заключение о притче деда.

К вопросу о главной мысли каждой части.

Главная мысль первой части: “Откуда ты сказки берешь?”, второй части: “а сказка не зацепляется”, третьей части: “Придет время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь”, четвертой части: “дедову притчу запомнил”.

3. Советы учителя.

Для того чтобы сжать текст, можно пересказать диалоги своими словами (упростить), опустить (исключить) детали, обращения, подробности, повторы, обобщить предложения с однородными членами, оставить лишь несколько развернутые главные мысли каждой части. Таким образом, мы применим приемы сжатия текста — упрощение, исключение, обобщение.

4. Написание черновиков изложения, редактирование.

Пример сжатого изложения

Как-то Сережа спросил у деда, откуда тот берет сказки. Дед ответил, что достает их из чернильницы.

Сережа поступил в школу, научился писать, попробовал из чернильницы сказки добывать, но напрасно.

Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: “Придет время, научишься, если не только собой будешь занят”.

Не все понял Сережа, а дедову притчу запомнил, другим пересказал.

(60 слов)

Домашнее задание

1. Написать чистовик сжатого изложения.

2. Рабочая тетрадь: задание 125 (с. 65).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.