Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие об именах существительных, имеющих форму только множественного числа; приучать к соблюдению речевых норм; развивать навыки лингвистического разбора, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять существительные, имеющие форму только множественного числа; использовать их в речи; предупреждать речевые ошибки; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 505 — чтение слов, внесенных в таблицу.

Комментарий

Обратим внимание на слово рельс - оно мужского рода. У этого слова интересная история. Оно попало в русский язык с ошибкой.

Дело в том, что слово рельс происходит от английского rail (ед. ч.). Ошибочно в русском языке закрепилось значение мн. ч. (рельс) как ед. ч. Действительно, чаще всего называют этот предмет во мн. ч. К английскому слову во мн. числе (rails) добавили еще и русское окончание для мн. ч. Так получилось: рельсы.

2. Упр. 507 — чтение (в это время ученик составляет на доске схему предложения с прямой речью).

III. Закрепление темы “Род имен существительных”

Задание. Проясните род имен существительных с помощью прилагательных и глаголов прошедшего времени, составьте предложения; употребите имена существительные в ед. ч.

Тюль, рояль, шампунь, туфли, рельсы, тапки.

(Примерный ответ. На окнах висел красивый тюль. В зале стоял концертный рояль. Травяной шампунь стоил недорого. Узкая ту́фля жала ногу. На шпалы лег тяжелый рельс. Правая тапка куда-то подевалась.)

Примечание

Задание выполняем устно, по мере выполнения вносим слова в таблицу.

IV. Самоопределение к деятельности

Как вы убедились, какой бы грамматический признак имени существительного мы ни взяли, везде нас подстерегают загадки и неожиданности.

Сегодня поговорим о числе имен существительных. Уж здесь-то, наверное, все просто: когда говорим об одном предмете, используем ед. ч., когда говорим о двух и больше, используем мн. ч.

V. Работа по теме урока

1. Беседа.

Посмотрите, у меня в руках несколько предметов: назовите их. (В руках учителя очки, ножницы, консервы.)

Каждого предмета по одному, почему же мы используем форму мн. ч., называя их?

Дело в том, что в русском языке существуют слова, имеющие форму только мн. ч. Если мы добавим еще одни ножницы или очки, мы точно так же употребим форму мн. ч.

— Объясните, почему именно эти предметы имеют форму только мн. ч. Приведите другие примеры подобных существительных, попробуйте найти этому объяснение.

Строение этих предметов парное: две линзы, две дужки у очков, две половинки у ножниц. Вы можете сказать, что есть слово очко. Есть, но его значение не связано со значением существительного очки, оно связано со спортивной тематикой, например: Наша команда имеет преимущество в два очка.

Другие примеры: сани, клещи, кусачки, весы.

Ответить, почему существительное консервы имеет форму только мн. ч., затруднительно; возможно, потому, что содержимое банки консервов неоднородно, не единично.

2. Самостоятельные наблюдения (§ 93, с. 58).

VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 508 - комментированное письмо.

2. Упр. 509 - обсуждение, запись слов.

Комментарий

1) Названия орудий труда, инструментов: вилы, тиски, клещи;

2) названия игр: салочки, городки, шахматы, нарды;

3) названия предметов: сливки, макароны, опилки.

3. Упр. 510 — выполнение заданий (устно).

4. Словарная работа.

Упр. 511 — чтение, отработка орфоэпических норм, запись в тетрадь-словарик.

VII. Подведение итогов

— В чем особенность существительных, имеющих форму только множественного числа?

Домашнее задание

1. § 93.

2. Упр. 512.

3. Индивидуальное задание: найти на географической карте своего края (своей области) топонимы (географические названия), которые имеют форму только мн. ч.; составить с ними предложения.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.