Имена существительные собственные и нарицательные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Имена существительные собственные и нарицательные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать принцип, по которому имена существительные делятся на собственные и нарицательные; учить разграничивать собственные и нарицательные имена существительные; развивать познавательный интерес.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать собственные и нарицательные имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Упр. 487 (чтение составленных предложений с обращениями).

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Запишите текст на доске и в тетрадях, определите грамматические признаки имен существительных (вариант I — одушевленных, вариант II — неодушевленных), их синтаксические роли; составьте схему предложения.

Как-то юнга Дудочкин

Бросил в море лот,

И на эту удочку

Клюнул кашалот.

Ю. Ч. Ким

Примечание

Обратим внимание на синтаксическую роль имени собственного: Дудочкин — приложение к слову юнга. Но ученикам еще неизвестно понятие “приложение”. Существительное Дудочкин можно рассматривать как синтаксически неделимое словосочетание (в единстве со словом юнга), тогда это словосочетание — подлежащее.

Можно от подлежащего юнга задать вопрос какой? и рассматривать существительное Дудочкин как определение (несогласованное).

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Предположим, в класс пришел новый ученик. Нам надо познакомиться с ним.

— Что мы скажем? (“Как тебя зовут?”)

Он назовет свое имя — его собственное имя, а вы — свое.

— Что еще мы у него выясним? (“Какую книгу ты читаешь?”, “Как зовут твою собаку?”, “На какой улице ты живешь?” и т. д.)

— Зачем даются имена, клички, названия?

2. Самостоятельные наблюдения (§ 91, с. 52); чтение теоретических сведений (с. 52, 56).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 489 — выразительное чтение, комментированное письмо, словарная работа.

Комментарий

Слово Родина, так же как слова Отечество, Отчизна, написано с прописной буквы. В данном случае эти слова можно рассматривать как синоним слова Россия, т. е. как имена собственные. Слова Родина, Отечество, Отчизна пишут с прописной (большой) буквы в тех случаях, когда хотят подчеркнуть их высокое значение, торжественное звучание. В остальных случаях эти слова пишутся со строчных букв: Приморская тайга — родина уссурийских тигров.

— Как называется война 1812 года? (Отечественная война.)

2. Упр. 490 — комментированное письмо.

3. Упр. 495 — обсуждение вопросов и заданий; определение стиля речи текста — научный.

4. Упр. 496,497 — выполнение заданий, самостоятельная работа.

5. Упр. 498 — чтение, выбор заглавия, обсуждение вопросов, самостоятельная работа.

Комментарий

Варианты заглавия: “Каменная сказка”, “История Московского Кремля”.

Вид (тип) текста — повествование с элементами описания. Стиль — публицистический. Доказательства: речь идет об общественно значимом памятнике старины, кратко приводится его история, указаны конкретные исторические факты и названия; текст содержит устойчивые, традиционные для публицистического стиля выражения (каменная сказка, уходит корнями в глубину столетий); есть характерный для публицистического стиля прием антитезы — противопоставления (самая “старшая” - самая “юная”).

6. Упр. 500 - обсуждение.

7. Словарная работа.

Запишите словосочетание, помещенное в рамке на с. 52, в тетрадь-словарик, составьте с ним предложения: Великая Отечественная война.

V. Занимательная лингвистика

1. Упр. 493 - игра “Кто больше?”.

2. Упр. 492 — чтение диалога по ролям.

VI. Подведение итогов

— Как отличить имена собственные от имен нарицательных?

Домашнее задание

1. § 91.

2. Упр. 491.

3. Упр. 494 или 501 (на выбор).

4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о названиях улиц, площадей в честь знаменитых людей (по упр. 499).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.