Развитие речи. Доказательства в рассуждении - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Доказательства в рассуждении - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развить понятие о рассуждении как типе речи; показать роль доказательства в рассуждении; развивать навыки монологической речи, рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить рассуждение; приводить доказательства, находить аргументы к тезису, делать вывод; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Упр. 480 — проверка по цепочке (в это время морфемный и пунктуационный разбор выполняют на доске три ученика).

Дополнительное задание. Выясните с помощью толкового словаря значения слова червонный.

Справка: это прилагательное имеет несколько значений, причем все они имеют помету (устар.). 1. Красный, алый. 2. В значении существительного — то же, что червонец (золотая монета). Червонное золото — высокопробный сплав золота с медью, применявшийся для изготовления червонцев и других монет.

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Один ученик называет глагол, другой — существительное, обозначающее действие по этому глаголу как предмет, явление; далее игра идет по цепочке. Можно придумать и такие глаголы, от которых не образуются существительные.

III. Работа по теме урока

1. Обсуждение вопросов.

— Что называется рассуждением? (См. уроки 71—72.)

— Какие типы речи, кроме рассуждения, вы знаете? (Повествование, описание.)

2. Упр. 482 — выполнение заданий (устно).

Комментарий

Варианты заголовка: “Книги — окно в большой мир”, “Чтение — наслаждение от открытий”.

3. Чтение текста (письмо С.Я. Маршака), беседа по вопросам (§ 89, с. 48-49).

Комментарий

С.Я. Маршак раскрывает тезис о необходимости изучения русского языка, изучения грамматики.

Автор приводит доказательства для подтверждения своего тезиса:

1) человека, не знающего грамматики, легко сбить с толку, он может усвоить неправильные обороты речи;

2) элементарных знаний языка достаточно лишь для выражения самых простых мыслей;

3) для выражения сложных мыслей, требующих пояснений и дополнений, необходимо знать законы языка.

4. Упр. 483 — чтение, обсуждение вопросов.

Комментарий

Автор утверждает: “Хорошо быть моряком!” Его основной тезис: моряк — самая лучшая профессия.

Доказательства:

• моряки бывают в разных странах, видят мир;

• моряки — смелые, отважные люди;

• работа моряка — это романтика, красота, близость к природе.

Стиль текста — разговорный.

5. Упр. 484 — обсуждение тем, формулировка тезисов, подбор доказательств (подготовка к домашнему сочинению).

IV. Подведение итогов

— Как строится рассуждение?

— Какую роль в рассуждении играют доказательства?

Домашнее задание

1. § 89.

2. Упр. 484 — написать сочинение-рассуждение.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.