Имя существительное как часть речи - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Имя существительное как часть речи - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: кратко повторить изученное о самостоятельных и служебных частях речи; дать понятие о морфологии; повторить изученное о существительном; показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять предмет изучения морфологии, морфологические признаки существительного; научатся различать постоянные и непостоянные признаки; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Задание из рабочей тетради.

2. Повторение изученного по теме “Части речи”.

Мы приступаем к изучению самой большой, последней в этом году темы — “Морфология. Орфография. Культура речи”. Вы заметили, что слово “морфология” является однокоренным со словом “морфемика”. Действительно, у этих слов есть общий корень. Он произошел от греческого morthe — форма.

В слове “морфология” есть второй греческий корень — logos, что означает “слово, понятие, учение”. Морфемика изучает части слов, а морфология изучает слово как часть речи, изучает формы слов.

Итак, морфология — это часть языкознания, в которой слово изучается как часть речи.

— Какие части речи вы знаете? (Ответы учеников.)

Вопрос о частях речи — один из самых древних и самых сложных в языкознании. Традиционно в школьной практике выделяют десять частей речи. Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные: предлог, союз, частица; отдельная часть речи — междометие. Некоторые ученые выделяют и другие части речи, это отражается в учебниках, в том числе школьных. Мы с вами будем ориентироваться на те десять частей речи, на которые распределены более 120 тыс. слов в 17-томном “Словаре современного русского литературного языка”.

В этом году мы обратимся к нескольким самостоятельным частям речи: существительному, прилагательному и глаголу, изучим их подробнее.

III. Самоопределение к деятельности

Вам, конечно, известно, что такое имя существительное. Вы знакомы с этой частью речи с самого раннего детства, когда изучали мир по картинкам и игрушкам, по окружающим вас вещам: это мяч, это кошка, это домик и т. д.

Имя существительное как часть речи вы изучали в начальной школе.

— Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?

Но оказывается, у имени существительного есть и другие, очень интересные признаки, о которых вы скоро узнаете.

IV. Работа по теме урока

1. Проведите самостоятельные наблюдения (§ 88, с. 44), прочитайте текст и сделайте вывод.

Вывод. Часть речи, которая называет разнообразные предметы окружающего мира, все, что существует, — имя существительное.

2. Сверка вывода с определением (с. 46).

3. Упр. 471 — беседа по вопросам (устно).

Комментарий

На вопрос что? отвечают неодушевленные существительные, на вопрос кто? — одушевленные (категория одушевленности).

4. Упр. 472 — комментированное письмо.

Дополнительное задание. Определите склонение имен существительных.

Комментарий

Имена существительные в данных предложениях играют роль подлежащих и сказуемых. Так как подлежащие и сказуемые выражены именами существительными, между ними ставится тире.

5. Упр. 473 - чтение текста, обсуждение заглавия и вопросов, письменное выполнение, комментированное выполнение грамматического задания (определение рода, числа, падежа, синтаксической роли существительных).

Комментарий

Варианты заглавий: “Книги — наши друзья”, “Значение книги”.

6. Упр. 475 — самостоятельная работа со словарями.

V. Подведение итогов

Имена существительные имеют грамматические признаки рода, склонения, падежа, числа, одушевленности/неодушевленности. Синтаксическая роль имен существительных разнообразна: подлежащие, дополнения, обстоятельства, сказуемые.

Домашнее задание

1. § 88.

2. Упр. 474, 476.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.