Буквы и — ы после ц - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Буквы и — ы после ц - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать условия выбора букв иы после ц; развивать навыки морфемного разбора, орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые результаты: учащиеся узнают условия выбора букв иы после ц; научатся применять правило написания этих гласных; строить рассуждение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Задания из рабочей тетради.

2. Словарный диктант.

(Проводится по работам учеников — упр. 460.)

III. Самоопределение к деятельности

Послушайте, какой звук произносится после ц в словах: цирковой, панцирь, огурцы, акация, дикция, цыпленок, цитрусовые, курицын, молодцы.

Последнее слово относится к тем, кто услышал звук [ы].

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

— Почему мы слышим этот звук после ц во всех словах, хотя пишутся они то с и, то с ы? (Потому что звук [ц] всегда твердый.)

— После каких букв надо всегда писать и, хотя слышится ы? Почему? (Примерный ответ. После ж и ш: жизнь, машина, мыши, ежи. Звуки [ж] и [ш], как и [ц], тоже всегда твердые.)

Для слов, в которых встречается звук [ы] после ц, существует особое правило. В корнях слов и в словах, оканчивающихся на -ция, пишется и. В окончаниях и суффиксах пишется ы. Слова-исключения, в корнях которых пишется ы, легко запомнить по мнемонической фразе: Цыган на цыпочках сказал цыпленку цыц. Есть еще однокоренной со словом цыц глагол — цыкнуть.

Важно точно определить морфему, чтобы правильно написать. Это касается не только изучаемого сегодня правила. Морфемный разбор всегда подскажет правописание.

2. Чтение диалога и правила (§ 87, с. 38—39).

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 461 — выполнение задания (устно).

2. Упр. 462 — комментированное письмо.

3. Упр. 464 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).

4. Упр. 465 - развитие речи: чтение, выбор заглавия, обсуждение вопроса; морфологический и синтаксический разбор, самостоятельная работа.

Дополнительный вопрос

— К какому типу речи относится этот текст?

Комментарий

Варианты заглавий: “Родственные слова”, “Латинские корни”, “Циркуль и цирк”.

Тип речи — рассуждение.

(Примерный ответ. В первой части рассказчик приводит объяснение, к которому пришел самостоятельно путем рассуждений: он нашел общее значение слов циркуль и цирк; во второй части приводится научное объяснение, о котором рассказчик узнал из словаря.)

5. Тестовое задание.

В каком слове пропущена буква н?

1) ц..кнуть;

2) целитель;

3) лисиц..н;

4) панц..рь.

VI. Подведение итогов

— Какое значение имеет морфемный разбор для правописания в словах и и ы после ц?

Домашнее задание

1. § 70—87 (повторение).

2. Упр. 463.

3. Контрольные вопросы и задания (с. 41).

4. Рабочая тетрадь: задания 117, 118 (с. 60).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.