Буквы ё — о после шипящих в корне - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Буквы ё — о после шипящих в корне - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать условия выбора буквы ёо после шипящих в корне; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые результаты: учащиеся узнают условия выбора буквы ёо после шипящих в корне; научатся применять правило написания гласных ёо.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Расскажите о правописании корня –раст- — -ращ- — -рос-.

2) Упр. 454 — чтение и обсуждение составленных текстов.

3) Задание из рабочей тетради.

2. Упр. 456 — подготовленный диктант.

Грамматическое задание. Сделайте фонетический разбор.

III. Работа по теме урока

1. Проведите самостоятельные наблюдения (§ 86, с. 37) и сделайте вывод.

Вывод. В корне после шипящих под ударением слышится о, а пишется ё.

2. Сверка вывода с правилом (с. 37), дополнение вывода исключениями.

— Можно ли проверить гласные в корне после шипящих? Как это сделать?

Комментарий

Мы можем проверить гласные в корне после шипящих, изменив форму слова или подобрав однокоренные слова: желудёвый, шепчет, пчелиный, шелковистый, жердь и т. д. Из этого ряда слов только в двух (шепчет, жердь) гласная корня ударная, но и в остальных словах слышится не [о].

В словах же, которые даны в правиле учебника как исключения, изменение форм и подбор однокоренных слов не влекут изменения, слышится все равно [о] или близкий к нему звук: шомполом, в капюшоне, жокейский, шорохи, шоколад. Последнее слово произошло от испанского chocolate, его принято произносить с первым гласным [о].

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 457 — комментированное письмо.

2. Упр. 458 — выразительное чтение, выполнение заданий (самостоятельно).

3. Упр. 459 — выполнение заданий (самостоятельно).

4. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 38, в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания.

5. Тестовое задание.

В каком слове пропущена буква о?

1) ш..рстка;

2) ч.лка;

3) расч..ска;

4) ш..рох.

V. Подведение итогов

— Можно ли проверить ударением буквы ё—о после шипящих в корне?

Домашнее задание

1. § 86.

2. Упр. 460 — составить словарный диктант.

3. Рабочая тетрадь: задания 112, 113 (с. 58—59).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.