Буквы з и с на конце приставок - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Буквы з и с на конце приставок - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать условия выбора согласной з и с на конце приставок; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной и аналитической деятельности; формировать навыки работы в коллективе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вычленять приставки; применять правило написания з и с на конце приставок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

(Ответ на каждый вопрос проиллюстрировать примерами из домашнего задания.)

— В чем особенность правописания гласных и согласных в приставках (кроме приставок на -з, -с и приставок пре- и при-)?

— Как проверить правописание таких приставок?

— Какие приставки имеют варианты?

— Изменяется ли значение приставок в зависимости от вариантов морфем (над- (надо-), под- (подо-), с- (со-) и т. д.)?

III. Работа по теме урока

1. Проведите наблюдение над теоретическим материалом учебника (§ 83, с. 29) и сделайте вывод.

Примечание

Читать необходимо вслух, чтобы явно слышались согласные -з, -с на конце приставок.

Вывод. В приставках на -з, -с перед звонкими согласными пишется з, перед глухими - с.

2. Беседа.

— Имеют ли варианты (беглые гласные) приставки на -з, -с? (Примерный ответ. Приставки на -з имеют варианты с беглой гласной на конце: разорвать, изогнуться, взобраться, возомнить, а приставки на -с не имеют. Есть варианты у приставки вс- с беглой гласной в середине: вос- (всходы, восход).)

Заметим, что эти слова, различающиеся лишь вариантом морфемы, имеют разное лексическое значение. Уточним по толковому словарю.

Всходы — ростки семян, показавшиеся из-под земли (только мн. ч.).

Восход — 1) действие по глаголу восходить (подниматься куда- либо); 2) появление над горизонтом небесного светила (Солнце, Луна).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 437 — комментированное письмо.

2. Упр. 438, 439 — выполнение задания (самостоятельная работа).

3. Упр. 440 — выполнение задания (самостоятельная работа). (В это время два ученика у доски выполняют другие задания: первый выписывает слова с з на конце приставки, второй — с с; после — обсуждение вопросов в классе.)

Комментарий

В словах справиться, сбегать, списать приставка с-, она пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

В слове расположиться две приставки.

4. Тестовое задание.

В каком слове пропущена буква з?

1) и..бавиться;

2) ра..править;

3) ..ведения;

4) в..крикнуть.

5. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 30, в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания.

Безвкусный, рассвет, расцвет, расписание.

V. Подведение итогов

— От чего зависит написание -з/-с на конце приставок?

Домашнее задание

1. § 83.

2. Упр. 441,442.

3. Рабочая тетрадь: задание 105 (с. 54-56).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.