Варианты морфем - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Варианты морфем - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о вариантах морфем; учить различать варианты морфем; развивать навыки морфемного и синтаксического разбора, анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять морфемы в слове; находить варианты морфем; опознавать морфемы с чередованием; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Упр. 430 — чтение продолжения сказки, сочиненного учениками; сопоставление с авторским вариантом.

III. Самоопределение к деятельности

Мы уже поняли, что в разных морфемах звуки могут чередоваться, что некоторые гласные могут убегать, и тогда на их месте остается ноль звука. Понаблюдаем, как происходит чередование звуков в морфемах.

IV. Работа по теме урока

1. Проведите самостоятельные наблюдения, прочитайте теоретический материал учебника (§ 80, с. 26—27) и сделайте вывод.

Вывод. Чередование гласных и согласных может происходить в любых морфемах — корнях, приставках, суффиксах, окончаниях.

Комментарий

Части слов, в которых имеются чередования звуков, называются вариантами морфем. Выходит, мы с вами уже несколько уроков изучаем варианты морфем: чередование звуков, беглые гласные. В русском языке таких слов довольно много.

2. Анализ слов с вариантами морфем.

Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Запишите предложение под диктовку, объясните знаки препинания, выпишите слова с вариантами морфем, подберите к ним слова с чередованием, обозначьте морфемы с чередованием.

Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.

Комментарий

Налить — налью, воды — обезвоженный, в — во, поставить — поставлю, мороз — мороженое, разорвет — разбить, разорвет — разрыв.

Обратим внимание, что чередование затрагивает и предлоги: в — во. Другие примеры с предлогами: с тобой — со мной, перед дверью — передо мной, из дома — изо льда, под водой — подо мной, над землей — надо лбом.

3. Беседа.

В начале § 80 встречаются слова с чередованием гласных и согласных в корне: упросить — упрашивать, поглотить — поглощение (добавим: проглатывать). Чередования гласных в подобных словах подчиняются определенному правилу. Попробуем его вывести самостоятельно. Сравним слова и решим, в каких случаях в корне пишется а, а в каких — о.

Ломать — лом — отламывать.

Просить — вопрос — спрашивать.

Копать — подкоп — откапывать.

Кроить — кройка — раскраивать.

Одолжить — долг — одалживать.

Кормить — корм — подкармливать.

Полоть — прополка — пропалывать.

Косить — косит — обкашивать.

Молить — молит — замаливать.

Утроение — тройка — утраивать.

Вывод. В подобных словах под ударением пишется и а, и о, без ударения — только о.

Есть, однако, слова, в которых не происходит чередования гласной в корне, а пишется только о: обусловливать, подытоживать, разрознивать, сморщивать, узаконивать, уполномочивать, упрочивать, обезболивать, отсрочивать, приурочивать.

Комментарий

Часто возникают вопросы, как правильно говорить и писать формы некоторых глаголов. Допускаются варианты следующих глаголов:

брызжут и брызгают, гложут и глодают, движутся и двигаются, каплют и капают, колышут и колыхают, кудахчут и кудахтают, машут и махают, мурлычут и мурлыкают, плещутся и плескаются, полощутся и полоскаются, рыщут и рыскают, хнычут и хныкают, щиплют и щипают.

Существительное “мох” склоняется двояко: мха и моха, во мхе и на мохе; во мн. ч. только так: мхи, мхов.

V. Закрепление изученного материала

Упр. 431 — комментированное письмо.

VI. Занимательная лингвистика

Вспомните песенку из мультфильма про зайца-хвастунишку и найдите слова с чередованием:

Какой чудесный день,

Какой чудесный пень,

Какой чудесный я

И все мои друзья!

(День — дня, пень — пня, друзья — друг — дружить.)

VII. Подведение итогов

— Что такое варианты морфем?

Домашнее задание

1. § 80, 81 (самостоятельно).

2. Выписать из фрагмента стихотворения А.Н. Плещеева “Весна” слова с вариантами морфем, подобрать к ним слова с чередованием; обозначить морфемы с чередованием:

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.