Предложение - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Предложение - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: развить представление учащихся о предложении; научить выявлять опознавательные признаки предложения, понимать роль интонации конца предложения, использовать различные знаки завершения на письме (пункт. № 1), соотносить предложения с определёнными схемами; дать первоначальное представление об односоставном предложении; развивать умение находить грамматическую основу предложения с одним главным членом.

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка. Познавательные УУД. Смысловое чтение. Переработка учебного материала. Исследовательская деятельность. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем. Участие в диалоге.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Продолжи цепочку”.

Играющие должны составить новое словосочетание с использованием одного из слов предыдущего. Условия: одно и то же слово может быть только в соседних сочетаниях и больше не повторяется; должны быть составлены словосочетания разного вида (именные и глагольные, с разнообразным составом). Игру можно проводить между командами, предложив индивидуальные, но аналогичные начальные словосочетания. Побеждает команда, у которой в отведённое время составлено больше словосочетаний разного типа. Класс подводит итог, находит ошибки, комментирует их.

Например: отправились в поход — поход в горы — высокие горы — высокая цена — установить цену — установить рекорд — олимпийский рекорд — олимпийское спокойствие — соблюдать спокойствие — строго соблюдать — строго посмотрел — посмотрел на небо...

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

1. Анализ выписанных словосочетаний. Выборочно делается устный разбор.

2. Работа со словосочетанием шорох гравия: обращение к толковому словарю (с. 176), уяснение лексического значения; запись предложения — примера из статьи словаря: Экскаватор доставал гравий со дна карьера.

3. Повторение известных теоретических сведений о единицах синтаксиса: сопоставление словосочетания и предложения.

III. Изучение нового материала.

1. Самостоятельный сбор материала о предложении с использованием материалов § 28 (с. 66—67), с опорой на вопросный план, данный учителем, и с оказанием взаимопомощи (в микрогруппах).

Примерный план исследования

1. Что отражает предложение?

2. С какой целью используются предложения?

3. Как связаны слова в предложении?

4. Что такое грамматическая основа предложения?

5. Что ставится в конце предложения?

6. Из скольких главных членов может состоять грамматическая основа?

2. Отчёт о сделанной работе проводится в форме разделения изученного материала на ранее знакомые сведения и новые.

3. Комментированное письмо с синтаксическим заданием — выделить грамматическую основу предложений.

Работа с заданием организуется по-разному: текст можно вывести на доску; можно прочитать его для записи под диктовку, дав задание вызванным к доске учащимся выписать из предложений грамматические основы; можно предложить классу в процессе чтения выписать грамматические основы в два столбика — с двумя главными членами и с одним.

4. Учитель информирует учащихся о роли интонации конца предложения для определения его границ. Учащиеся наблюдают над интонацией конца предложения, читая тексты упр. 136 (с. 64), 140 (с. 66) и текста из предыдущего задания.

5. Упр. 142 (часть 1) начинается с подготовки к чтению (определение границ предложений). Работа выполняется под руководством учителя, сопровождается записью предложений, выделением грамматических основ. Учитель обращает внимание на интонацию при чтении учащимися предложений, комментирует её. Анализируются схемы.

IV. Закрепление изученного.

1. Вторая часть упражнения 142. Упражнение 141.

2. Одновременно у доски работают учащиеся с индивидуальными заданиями: первый делает морфологический разбор слов из упр. 141, 142; второй — морфемный разбор (дополнительно — слова капельки); третий записывает текст второй части упр. 142 с помощью схем.

V. Подведение итогов урока.

Учащиеся комментируют задания, выполненные у доски, определяют, какие новые сведения о предложении получены ими на уроке.

VI. Домашнее задание. § 28. Упр. 143 (один из абзацев: в данном упражнении в виде текста даны фрагменты, разорванные во времени, поэтому желательно их не совмещать).